Тепловоз ТГМ10 и ТЭМ12: опытные локомотивы с гидропередачей в СССР
Проектирование и строительство маневровых тепловозов с разными видами передач в нашей стране еще со времен СССР разделено между заводами: локомотивы с электрической передачей (ТЭМ) выпускались Брянским машиностроительным, а с гидравлической (ТГМ) строил Людиновский тепловозостроительный, еще промышленные тепловозы с гидравлической передачей производятся на Муромском тепловозостроительном и Калужском машиностроительном предприятиях.
Людиновский тепловозостроительный активно проектировал и строил маневровые локомотивы и с электрической передачей, яркий пример – ТЭМ7, а вот Брянский машиностроительный в деле строительства тепловозов с гидравлической себя не проявлял. Но и на этом заводе такая работа проводилась. Во времена Советского Союза встал вопрос о дороговизне, сложности конструкции и большом весе электрической передачи, особенно при использовании ее на маневровых машинах. Поэтому на Брянском машиностроительном в 1961 году был спроектирован и в этом-же году построен опытный маневровый с гидравликой – ТГМ10.
Что-же из себя представлял этот локомотив – ТГМ10 имел такой-же кузов капотного типа, как и на тепловозах ТЭМ2, только в задней части был увеличен отсек для аккумуляторных батарей, кузов опирался на две трехосные челюстные тележки с осевыми редукторами, конструкция тележек полностью аналогична тележкам ТЭМ2. На локомотиве был установлен дизель Пензенского завода ПД2, мощностью 1200 л.с. Крутящий момент от дизеля передавался последовательно на повышающий редуктор, гидравлическую передачу, раздаточные редукторы, карданные валы и через осевые редукторы на колесные пары.
Вес тепловоза составлял 120 тонн, конструктивная скорость – 100 км/час. Строился он с 1961 по 1964 год, всего было выпущено 4 локомотива. Особых преимуществ у него перед маневровыми тепловозами с электрической передачей эксплуатация не выявила, поэтому выпуск ТГМ10 был прекращен. В дальнейшем Брянский машиностроительный маневровые машины с гидропередачей не проектировал. Но Людиновский от электрической и не думал отказываться.
В середине 70-х годов по заказу Министерства черной металлургии конструкторы этого завода разработали проект четырехосного маневрового тепловоза с электрической передачей с групповым приводом. Тепловоз получил обозначение – ТЭМ12.
Локомотив по мощности близок к тепловозу ТГМ6А, но несколько превосходит его по силе тяги. В 1978 году из ворот вышел опытный ТЭМ12 – 0001. Кузов капотного типа, опирается на две четырехосные бесчелюстые тележки, кабина машиниста высоко поднята, что обеспечивает хороший обзор. На нем установлен дизель 3А-6Д49, мощностью 1200 л.с., и генератор постоянного тока ГП-319Б.
К главной раме кузова подвешены два параллельно подключенных тяговых электродвигателя ЭД-121. Валы электродвигателей соединены между собой и связаны с карданными валами, а те в свою очередь с осевыми редукторами. Вес тепловоза составлял 100 тонн, конструктивная скорость – 80 км/час. Локомотив был построен в единственном экземпляре и эксплуатировался на предприятиях Министерства черной металлургии. Впоследствии возникла необходимость его ремонта, для чего тепловоз был направлен на завод-изготовитель. Но стоимость ремонта оказалась достаточно высокой и по экономическим соображениям от ремонта отказались. А локомотив был разобран. Вот такая история.