• Транспорт, техника и технологии - Движение24

Самые необычные тепловозы России

Здравствуйте!

Какие тепловозы работали и работают в России на путях промышленных предприятий в промышленном железнодорожном транспорте? Да, промышленных тепловозов создано великое множество, эти локомотивы сконструированы специально для работы в нелегких условиях промышленного производства, они должны вписываться в кривые малого радиуса (не более 40 метров), обладать достаточной мощностью, не зависеть от вредных факторов производства (пыль, влага, воздействие химических веществ и т.д.). Серьезный набор требований.

По этим причинам промышленные тепловозы строились с гидравлической передачей. Мощность их варьируется от 200 до 1200 л.с. Некоторые из них работают не только на промышленных предприятиях, но и на путях ОАО РЖД в маневровой и даже поездной работе. Сразу несколько тепловозостроительных и машиностроительных заводов строили и строят эти локомотивы.

Паровоз 9П
Паровоз 9П

Познакомимся с наиболее яркими представителями этого семейства. А начнем… с паровоза, специально созданного для промышленных путей – паровоз 9П, осевая формула 0-3-0, мощностью 320 л.с. Выпускался он достаточно долго с 1935 по 1957 год. Строили его три завода: с 1935 по 1946 год Коломенский и Новочеркасский паровозостроительные заводы, ну а с 1946 года за производство данного паровоза вплотную взялся Муромский паровозостроительный завод.

Тепловоз ТГМ1
Тепловоз ТГМ1

Но в 1957 году этот завод прекратил выпуск паровозов 9П и начал производить маневровые, трехосные, промышленные тепловозы с гидравлической передачей, мощностью 400 л.с. – ТГМ1.

Тепловоз ТГМ23В
Тепловоз ТГМ23В

С этого тепловоза началась целая династия промышленных тепловозов Муромского тепловозостроительного завода, это знаменитые ТГМ23, с индексами Б, В, Г и Д. Эти тепловозы идеально соответствуют всем требованиям, предъявляемым к промышленным локомотивам. Выпускаются они с 1960 года и по настоящее время. Мощность их варьируется от 400 до 500 л.с., в зависимости от модификации.

Эти тепловозы имеют одну общую конструктивную особенность – на гидропередаче установлен, так называемый, отбойный вал, к этому валу прикреплен дышловой механизм, дышлами связаны все три оси, все они получаются ведущими. Эти тепловозы и сегодня можно видеть на многих промышленных предприятиях, конструкция тепловоза получилась очень удачной.

Тепловоз ТГМ3
Тепловоз ТГМ3

Локомотивы помощнее строил и строит Людиновский тепловозостроительный завод. А началось все с тепловоза ТГМ3, построенного сначала на Луганском (Ворошиловградском) тепловозостроительном заводе в 1959 году. Это маневровый четырехосный тепловоз с гидравлической передачей, мощностью 750 л.с. Позже чертежи данного тепловоза были переданы на Людиновский тепловозостроительный завод, и он продолжил выпуск этого замечательного локомотива. Тепловоз очень хорошо трудился как в промышленности, так и на путях общего пользования в маневровой и даже поездной работе, затем его модернизировали и присвоили индекс ТГМ3Б, и по сей день можно еще увидеть эти тепловозы.

Тепловоз ТГМ6А
Тепловоз ТГМ6А

Ну а Людиновский завод продолжил дальше проектировать и строить тепловозы с гидропередачей, в 1966 году были спроектированы и построены два четырехосных тепловоза с гидропередачей, мощностью 1200 л.с. – ТГМ5 и ТГМ6. Это были универсальные локомотивы для маневровой и поездной работы. ТГМ5 был выпущен в двух экземплярах и работы по нему были прекращены, а вот ТГМ6 пошел в серию, затем его немного модернизировали, присвоили индекс «А» — ТГМ6А. Данный тепловоз эксплуатируется и в данное время как на предприятиях промышленности, так и на путях ОАО РЖД.  

Тепловоз ТГМ4
Тепловоз ТГМ4

В 1971 году завод начал выпуск четырехосных тепловозов ТГМ4 и ТГМ4А, мощность их была пониже – 750 л.с. и уменьшен сцепной вес. Локомотив эксплуатируется и в наше время, также ТГМ4 работали и на Сахалине, где ширина колеи составляет 1067 мм, и знаменитый ТГМ3 тоже оставил свой след на Сахалине.

Тепловоз ТГМ9
Тепловоз ТГМ9
Тепловоз ТГМ10
Тепловоз ТГМ10

С середины 70-х годов Людиновский завод построил несколько экспериментальных тепловозов – ТГМ9, ТГМ12 и ТГМ14, но эти машины в серию не пошли. 
Некоторые тепловозы (ТГМ10) поставлялись на предприятия Франции.

Тепловоз ТГК2
Тепловоз ТГК2

Небольшие промышленные тепловозы с гидропередачей с 1960 года выпускал Калужский машиностроительный завод, это двухосные тепловозы ТГК2, мощностью 220 л.с. Локомотив устойчиво работал и продолжает трудиться на стальных магистралях.

Тепловоз ТГМ40
Тепловоз ТГМ40

Очень хороший тепловоз спроектировал и с 1982 года серийно строил Камбарский машиностроительный завод, специализировавшийся на строительстве подвижного состава узкой колеи. Это четырехосный тепловоз с гидропередачей ТГМ40, мощностью 400 л.с. Особенность его в том, что этот тепловоз унифицирован под четыре колеи – 750, 900, 1067 и 1520 мм.! Его можно встретить на дорогах разной колеи и по сей день.

Всего хорошего!

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments