Немного истории: Западно-Сибирская железная дорога

Западно-Сибирская железная дорога начала создаваться еще в 19 веке как участок великой Транссибирской магистрали. Ее строительство вызвало быстрое развитие городов и поселков среди глухой тайги и позволило соединить далекие уголки Сибири с центром России.

Западно-Сибирская железная дорога – Западно-Сибирская железная дорога – Движение24
Западно Сибирская железная дорога

Проектирование строительства

В 1887 году три экспедиции опытных инженеров отправились изучать таежные регионы, чтобы наметить оптимальный путь для прокладки железнодорожного полотна. Они собрали богатый материал, и в 1893 году был создан Комитет, который должен был спроектировать работы, опираясь на отчеты ученых.

Существовало два варианта проложения дороги: через Тюмень и Томск и через Челябинск. Первый вариант был длиннее, но станции должны были проходить по развитым промышленным регионам. Это было выгодно для местных предприятий: появлялась возможность отправлять товары в грузовых вагонах по всей России. Поэтому Пермская и Екатеринбургская думы отправили ходатайство С. Ю. Витте, министру путей сообщения, об строительстве дороги этим путем.

Однако министр, посовещавшись с Комитетом по строительству, принял другое решение. Трассу было решено проложить из Челябинска через города Омск и Каинск, так как ее протяженность получалась на 367 верст короче. Кроме того, она должна была проходить по менее диким местам. На промышленный Томск же вскоре было решено построить отдельную ветку.

Западно-Сибирская железная дорога – Западно-Сибирская железная дорога – Движение24
Западно Сибирская железная дорога

Строительство дороги

Строительные работы начали в Челябинске в мае 1892 года. Ответственным за стройку был назначен инженер К. Я. Михайловский. Строители работали в основном на равнинной местности, где было развито сельское хозяйство. Однако вблизи рек Ишима и Иртыша пришлось преодолевать гористые участки, покрытые смешанными лесами и богатые озерами.
Но леса были не везде, а для строительства железнодорожного полотна требовалась древесина. Ее сплавляли на баржах из Уфы и Подольска, а далее везли к местам стройки на лошадях.

Дорога строилась по упрощенным техническим стандартам. Это решили на Совете министров еще в 1877 году, задолго до начала работ. Ширина земляного полотна и толщина балластного слоя были ниже, чем на железных дорогах в центре России. Это было необходимо для более быстрого строительства дороги.

Однако на пути железной дороги были два серьезных препятствия – полноводные реки Обь и Иртыш. По мнению министра путей сообщения С. Ю. Витте, строительство паромных переправ через них не могло решить проблему, так как сильно снизило бы пропускную способность дороги. Поэтому было необходимо проектирование постоянных мостов.

Так в 1893- 1897 году был построен один из первых в нашей стране консольных мостов. Работой руководил известный специалист Г. М. Будагов, а проект готовили ученые Н. Б. Богуславский и Н. А. Белелюбский. Мост через Обь проходил возле села Кривощеково и сразу после окончания строительства был введен в эксплуатацию.

А 17 марта 1896 года был введен в эксплуатацию новый мост через Иртыш.
Железная дорога была торжественно сдана в эксплуатацию 18 октября 1896 года. Эта дата считается рождением всей Транссибирской магистрали, так как участок, проложенный через Обь и Иртыш, была одной из самых главных ее частей и самых сложных в строительстве.

Дорога проходит по Омской, Новосибирской, Томской и Челябинской областям, а ее протяженность на момент постройки составляла 1408 км. Сегодня к магистрали добавлены новые участки, и ее протяженность составляет около 6000 км. Долгое время она относилась к Министерству путей сообщения. К ОАО РЖД железная дорога присоединилась в качестве филиала только в 2003 году.