Какое напряжение в контактной сети на РЖД и действительно ли оно доходит до 30 тысяч вольт?

Здравствуйте любители железных дорог и все, кому это интересно!

Сегодня отвечу на вопрос, часто задаваемый читателями : Почему на железных дорогах Дальнего Востока напряжение в контактной сети 30 000 Вольт а на Западных дорогах 3 000 Вольт?

контактная сеть

Сразу поясняю, 30 000 Вольт, это напряжение в контактной сети переменного тока и если быть точным, величина напряжения варьируется от 27 000 до 30 000 Вольт. 3 000 Вольт, это напряжение в контактной сети постоянного тока.

Да, дороги востока России электрифицированы на переменном токе, а вот в Сибири, многие дороги работают на постоянном токе. Постоянный ток преобладает на дорогах центральных регионов нашей страны, но не везде. На западе страны многие дороги электрифицированы на переменном токе, например юг России и недалеко от Москвы, например, Северная железная дорога. Поедем из Москвы с Ярославского вокзала в сторону Дальнего Востока и уже через несколько часов наш московский электровоз на станции Данилов отцепится от поезда и прицепится электровоз переменного тока, тоже происходит и на станции Рязань, если мы едем на юг. Только сейчас уже вовсю эксплуатируются электровозы двойного питания. Что это такое? Это электровоз, который может работать как на постоянном так и на переменном токе, это очень здорово! Если раньше поезда стояли на станциях смены рода тока по 30 – 40 минут ожидая смены локомотивов, то теперь стоянка составляет несколько минут, достаточно опустить токоприемник и перевести электровоз в режим работы от другого рода тока, поднимаем токоприемник и поехали дальше!

электровоз ЭП20

Это электровозы серии ЭП20, присмотритесь, если увидите на вокзале. Ну а почему такой разброс, это в основном вопрос экономический. Первыми в стране электрифицировались железные дороги в центре страны и дешевле было применить в этом деле ток постоянный, напряжением 3 000 Вольт. Железные дороги востока страны переходили на электрическую тягу гораздо позже и здесь уже применялся ток переменный, а потому-что это и экономически и в тяговом аспекте более выгодно, чем ток постоянный. Во- первых для работы линии на постоянном токе требуется через каждые 25 километров строить тяговые подстанции, для улучшения токосъема требовалось прокладывать двойной контактный провод ну и постоянный ток обладает таким нехорошим свойством – он разрушает близлежащие металлические детали и опоры контактной сети, да и в тяге он проигрывает переменному току. Вообщем потери налицо.

грузовой состав

Переменный ток лишен этих недостатков : тяговые подстанции можно строить на расстоянии 50 – 80 километров друг от друга, контактный провод прокладывается один, металлические детали не разрушаются, правда переменный ток негативно влияет на работу радиосвязи, но это мелочи. Как видите преимущества налицо!


Перспективность электротяги была доказана ведущими институтами и учеными и конечно впоследствии переменный ток взял верх над постоянным. В настоящее время многие участки с постоянным током, в том числе и на западе страны переводятся на переменный. Как пример, в конце 90-х годов прошлого века была проведена колоссальная работа по переделке большого участка Слюдянка – Зима, Восточно-Сибирской железной дороги с постоянного на переменный ток, поезда не ходили по Транссибу около шести суток! Сильно отличаются по устройству электровозы постоянного и переменного тока. Электровозы постоянного тока попроще да и в весе полегче, так как оборудования на них поменьше.

Внутри электровоза переменного тока ЭП-1
Внутри электровоза переменного тока ЭП-1

Электровозы переменного тока гораздо сложнее, весят они побольше, потому что оборудования на них больше. Электровозы переменного тока мощнее своих постоянных собратьев, соответственно можно существенно увеличить вес поездов, хотя представители постоянного тока в этом соревновании не уступают. Темой устройства, преимуществ и недостатков электровозов переменного и постоянного тока мы еще займемся. Ну вот пока все!

зацеперы на крыше электропоезда

На дорогах с напряжением 30 000 Вольт нет проблемы ЗАЦЕПЕРОВ, особенно которые любят побегать по крыше состава, а самые отчаянные умудряются при этом еще и виснуть на токоприемнике. Зацепинг проблема запада и все дело далеко не в разном менталитете, просто 30 000 Вольт переменного тока как вы понимаете гораздо опасней 3 000 Вольт постоянного тока. Вероятность поражения электрическим током, если вы находитесь на крыше состава очень высока, а шансов остаться в живых после случайного соприкосновения с токоведущими элементами локомотива или электропоезда практически нет!

Всего хорошего!

Подписаться
Уведомление о
guest
13 Комментарий
Ранее
Новее Самые рейтинговые
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
юрий
юрий
17 дней назад

спасибо автору за познавательную статью,дороги востока России электрифицированы на переменном токе, а вот в Сибири, многие дороги работают на постоянном токе,поэтому такая разница в токе.

Александр
Александр
17 дней назад

Плюсы и минусы имеют и те и другие электровозы. Поэтому выбор скорее всего будет зависеть от многих факторов и в первую очередь от предназначения состава — надо ли скорость или мощность.

Сергей Иванович
Сергей Иванович
17 дней назад

А вот интересно, если не переменке электровозы тяжелее и грузы тащут опять же тяжелее, то и износ жд там должен быть выше? или на переменном токе и железную линию делают прочнее?

Сергей
Сергей
17 дней назад

Познавательная статья,правда с заключением как то непонятно про зацеперов,люди без мозгов и какая им разница 30000 или 3000. Множество народу и от 220 погибает.

Олег
Олег
17 дней назад

Очень интересная статья!Всего этого не знал и даже не задумывался.Оказывается только ехать на поезде просто!Это же сколько всяких нюансов на железных дорогах страны!Огромная благодарность автору за прекрасную статью!

Георг
Георг
17 дней назад

Так и есть,но есть один нюанс,смотря какой ток в контактной сети,если переменный по напряжение 27 500 вольт,а если постоянный то 3000 вольт

Ольга
Ольга
17 дней назад

Я ничего не знала о применение постоянного и переменного тока на электровозах.К нам из Москвы поезда идут на электровозах,а дальше по области у нас только тепловозы,поэтому в Иванове у московского поезда долгая стоянка-прицепляют тепловоз.

Игорь Гугало
Игорь Гугало
16 дней назад

Прочитал статью с большим интересом! Если честно то раньше таких подробностей не знал. А что касается выбора между постоянным и переменным током, то тут, на мой взгляд, все зависит от конкретных условий, назначения, экономической целесообразности и многих других факторов.

Андрей Злобин
Андрей Злобин
16 дней назад

Вот это я понимаю подробное, а что самое главное понятное толкование! Очень любопытная статья получилась, спасибо! Было интересно узнать. А по поводу зацеперов даже говорить не хочу.. Гробят свои жизни за зря…

Игорь
Игорь
16 дней назад

Всю жизнь полагал, что ж/д транспорт использует лишь переменный ток и только сейчас узнал что это не так. А уж о том что напряжение может достигать таких больших значений понятия не имел. Большое спасибо за ваш рассказ.

Мария
Мария
16 дней назад

Замечательная статья, автор перенесено пишет. Разница в токе, конечно, колоссальная. Теперь я поняла почему так происходит) узнаю каждый раз что-то новое) ну не здорово же, а?)

Карина
Карина
16 дней назад

Интересный материал и просто подан, спасибо) узнала много нового о таких казалось бы обычных и повседневных вещах

Иван
Иван
3 дней назад

Человеку нет разницы, упадёт на голову металлическая плита или бетонная плита. Что 3000, что 30 000 вольт — смертельное напряжение. На переменке проблема зацепинга менее актуальна по той причине, что переменка протянута в менее населённых районах. Москва и Питер — на постоянке.