Тепловоз ТГМ40 — маленький трудяга больших железных дорог
В начале 80-х годов в промышленном железнодорожном транспорте, особенно по линии Министерства лесной и бумажной промышленности, остро встал вопрос о проектировании и постройке локомотива, который мог бы работать на железнодорожных путях предприятий с разной шириной колеи и одновременно максимально унифицирован с тепловозами уже эксплуатируемыми на производствах. В той же лесной отрасли работа происходила на путях с разной шириной колеи: от 750 мм и до 1520 мм. Соответственно содержался большой парк тепловозов разной колеи и конструкций, что было экономически не выгодно. Это экономически обоснованное желание привело инженеров – конструкторов Камбарского машиностроительного завода и Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института механизации и энергетики леспрома (ЦНИИМЭ) к проектированию унифицированного локомотива под разную ширину колеи.
Камбарский машиностроительный завод специализировался на постройке тепловозов и вагонов узкой колеи, поэтому задача для конструкторского коллектива стояла серьезная. Но непреодолимых преград для локомотивостроителей в нашей стране не существовало и не существует, и в 1981 году из ворот завода вышло два опытных локомотива ТУ7М, которые затем получили серийное наименование ТГМ40, а с 1982 года началось серийное производство этих локомотивов. Самое главное в ТГМ40 то, что он может работать на путях с разной шириной колеи – 750, 900, 1000, 1067, 1435 и 1520 мм. Локомотив построен на базе узкоколейного тепловоза ТУ7, поэтому в конструкцию локомотива были внесены серьезные изменения – увеличен диаметр колес с 600 до 950 мм, увеличена база тележек с 1400 до 1875 мм и расстояние между шкворнями увеличили с 4700 до 5000 мм. Соответственно была увеличена и общая длина тепловоза с 9400 до 11290 мм.
Итак, ТГМ40, это – маневровый (промышленный) четырехосный тепловоз капотного типа с гидродинамической передачей. Кузов тепловоза опирается на две двухосные тележки. На тепловозе установлен двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель 1Д12-400Б, мощностью 400 л.с. Конструкционная скорость тепловоза относительно небольшая – 40 км/час. В кабине установлены два пульта управления с обоих сторон. Вращающий момент от дизеля к редукторам колесных пар передается через унифицированную гидропередачу, имеющую два гидротрансформатора: пусковой и маршевый, которые обеспечивают две ступени скорости. Локомотив может работать по системе многих единиц. Вот так получился маленький трудяга больших железных дорог. Всего на данный момент времени построено около 1000 тепловозов. Также создана модификация – ТГМ40С, тепловоз снегоочиститель, с соответствующим навесным оборудованием для уборки снега с путей. На международной ярмарке в Лейпциге в 1985 году тепловоз был удостоен золотой медали.
Локомотив получился надежный и неприхотливый в эксплуатации, удобный в ремонте. Он получил очень широкое распространение на железных дорогах предприятий с колеей разной ширины и на путях общего пользования с шириной колеи 1520 мм. Где-бы я ни бывал, то везде по всей стране, где-нибудь, да и встретишь этот небольшой юркий тепловоз. Работал и работает он и у нас в депо и на станции, на хозяйственных работах.