Тепловоз 2ТЭ116Г, работающий на природном газе
Сегодня речь пойдет о локомотиве уникальном и единственном на всем земном шаре — тепловозе 2ТЭ116Г.
С виду он ничем не отличается от основной линейки своих собратьев 2ТЭ116, но если приглядеться чуточку получше, то мы увидим длинную секцию по середине, и две секции 2ТЭ116 с двух сторон. Что же это за секция такая, стоящая на двух вагонных тележках с двумя осями? — Криогенная! Именно такое название они имела, и оно не было футуристическим, функциональное назначение секции было хранить сжиженный газ при температуре -160 градусов Цельсия.
Ну вот мы и подобрались к самой сути. Если есть газ, значит речь идет об использовании этого вида топлива вместо солярки. В 1980 начались опыты по созданию систем и двигателей, которые способны работать на природном газе. Есть самая главная проблема, которую пришлось решать — газ под давлением не имеет практического смысла, так как количество его запасов на борту будет все равно недостаточным для сколь-нибудь значимого перемещения хотяб самого тепловоза, про поезд вообще и речи не стоит вести. Но сжиженный газ — другое дело. Приличный вес такого газа можно взять с собой, и если его превращать по дороге в газообразное состояние и подавать в силовую установку, то можно довольно долго это делать. Не много ни мало 1000 километров на одной заправке Луганский тепловозостроительный завод заложил в технические характеристики этой газовой машины!
Раз Луганскому заводу СССР было доверено производить опыты по созданию газового монстра железных дорог, то и выбор модели, которую модернизировали под новое чудо был предопределён, и это, как вы уже поняли, тепловоз 2ТЭ116. Для приставки Г, что означает как вы уже поняли Газ, были разработаны новые дизеля, а точнее газотопливные установки. Совсем отказаться от соляры не получилось, но её использование было лишь в целях воспламенителя газа, свечей зажигания для этой цели предусмотрено не было, а газ не воспламеняется от давления… В цилиндры подавалась смесь воздуха солярки и газа, адская машина получилась, скажу я вам.
Газ штука крайне взрывоопасная от любой искры. А что такое тепловоз и железная дорога — это кругом одни только факторы для возникновения этих искр. В целях пожаробезопасности тепловоза в нем были расставлены очень чувствительные газоанализаторы, а средняя секция полностью дистанционно расцеплялась от первой секции и второй (я так и представляю как она заезжает в хвост первой секции, или сталкивается с поездом, не понимаю я как это должно было работать, честно вам скажу).
В 1987 году данный тепловоз впервые появился на свет, съездил на выставки, покрасовался везде, и отправился на испытания. Именно из-за страха взрыва испытания проходили на специально построенной дороге в заброшенном карьере.
Испытания тепловоз провалил, расчетная мощность в 3060 лс достигнута не была даже на половину. 356 тонная трехсекционная махина, длиной 59 метров не смогла развить заявленную скорость в 100 км/час. Потом были также неудачные попытки построить газотепловоз но уже на других моделях тепловозов. Однако получилось это сделать относительно истории лишь совсем недавно.