Тепловозы ТЭП75 и ТЭП80
В одной из статей рассматривалось славное семейство пассажирских тепловозов ТЭП70, а вот было-ли продолжение в разработке и производстве этой серии локомотивов? Да продолжение было и весьма удачное, но только опытными экземплярами и ограничилось, а зря!
Знакомьтесь: тепловоз ТЭП75. Для замены активно работающих локомотивов ТЭП60 и 2ТЭП60 конструкторы Коломенского тепловозостроительного завода сконструировали ТЭП70. Из двух возможных вариантов – шестиосного или восьмиосного, выбор пал на шестиосный локомотив с сохранением мощности (4000 л.с.), но в одной секции. Это требовало создания конструкций рассчитанных на большую мощность практически без увеличения веса. Конструкторы добились повышения мощности при практически одинаковом весе на 33% по сравнению с ТЭП60. Так и появился тепловоз ТЭП70.
Но конструкторы завода наметили совершить еще больший скачок – увеличить мощность локомотива еще на 50% и совершили! В начале 1976 года завод выпустил первый опытный шестиосный пассажирский тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, мощностью 6000 л.с. – ТЭП75-0001. В 1977 году завод изготовил второй дизельный локомотив ТЭП75-0002. Данные машины отличались от ТЭП70 и конструкцией кузова и применением другого оборудования: дизеля (1Д49), главного генератора, выпрямительной установки и др.
Конструктивная скорость не изменилась и составляла 160 км/час. Тепловоз предполагалось оснастить оборудованием для электроотопления вагонов и реостатным тормозом, но так как вес локомотива достиг 147 тонн (по техническим условиям вес должен был составлять 138 + 3% тонн) — от этих устройств отказались. В 1976 году ТЭП75-0001 испытывался на участке Голутвин – Озеры, а в 1977 году этот-же тепловоз проходил испытания на участке Белореченская — Майкоп, Северо-Кавказской железной дороги. В 1979 году локомотив поступил для эксплуатации в депо Ленинград-Варшавский, после проведения испытаний в это же депо поступил и второй ТЭП75. Значительное повышение мощности при сохранении шестиосной экипажной части не могло не вызвать повышение нагрузки от колесных пар на рельсы до величины нежелательной для пассажирских локомотивов с высокой конструктивной скоростью. Все это привело к прекращению работ по машинам ТЭП75 и к созданию нового восьмиосного пассажирского тепловоза мощностью 6000 л.с.
Знакомьтесь: тепловоз ТЭП80. В 1988 и 1989 году Коломенский завод построил два таких экземпляра – ТЭП80-0001 и 0002. Восьмиосный пассажирский с электрической передачей переменно-постоянного тока, мощностью 6000 л.с. и конструктивной скоростью 160 км/час. На тепловозе был установлен 20-ти цилиндровый дизель 1Д49 и применен реостатный тормоз. Добавление четвертой оси к трехосной тележке ТЭП70 сделало ее сбалансированной и значительно уменьшило давление на путь.
Оба локомотива эксплуатировались на Октябрьской железной дороге на участке Санкт-Петербург (Ленинград) – Москва. Но дело этим не закончилось. Тепловоз ТЭП80-0002 в очередной раз продемонстрировал всему миру мощь Российского локомотивостроения — 5 Октября 1993 года на одном из перегонов этого участка достиг скорости – 271 км/час! Это абсолютный мировой рекорд скорости для дизельных локомотивов! Сейчас ТЭП80-0001 стоит на вечной стоянке в Новосибирском музее железнодорожной техники, а рекордсмен ТЭП80-0002 в музее железных дорог РФ в Санкт-Петербурге. Эти замечательные локомотивы оказались не нужны в современной России.