Отказ пневматической системы на электровозе в пути, личный опыт
В работе машиниста случаются и довольно часто внештатные ситуации на локомотивах, которые происходят непосредственно в поездке. Это называется – отказом технических средств, а проще, отказ какого-нибудь узла, аппарата в электрической схеме, в общем любого оборудования. Локомотивная бригада должна очень быстро определить неисправность и по возможности устранить ее и продолжить движение. Но бывает по — разному, когда успеваешь определиться и все устранить, а иногда неисправность очень серьезная и устранить на месте ее не удается, тогда – вызываем вспомогательный локомотив, который и выведет поезд с перегона. Говоря на профессиональном жаргоне – «схватить резерв» или «взять в голову», но вещь эта не очень приятная и влечет за собой кучу разбирательств со всеми вытекающими последствиями для локомотивной бригады. Иногда отказывает и пневматическое оборудование локомотива, это довольно серьезно, ведь если локомотив и поезд останется без сжатого воздуха, то безопасность движения под угрозой! В моей практике были такие отказы, причем не шуточные, для их устранения нам с помощником пришлось приложить немало усилий и знаний.
Специалистам хорошо известно, что электровоз без воздуха, это локомотив не полноценный и вести поезд не сможет. Все системы электровоза работают от сжатого воздуха, при его отсутствии не поднимутся и токоприемники, а без них, машина не заработает. Вели мы с помощником как-то раз скорый поезд № 43 (Хабаровск – Москва), приняли электровоз ЭП1М на проход на станции оборота и поехали домой. Проехали чуть больше часа, нарушений в работе электровоза я не замечал. Вдруг на перегоне услышали небольшой хлопок в районе мотор-компрессоров, я сразу увидел по манометру главных резервуаров резкое падение давления, а давление в питательной магистрали 9 атмосфер, под кузовом электровоза очень сильно «задуло». Следовать дальше с такой утечкой было нельзя, я остановил поезд служебным торможением, и мы побежали в машинное отделение, разбираться.
Не буду загружать техническими понятиями и терминами, в общем, по – простому: в воздушной магистрали до главных резервуаров стоят обратные клапаны, вот в этой пневмосети: «компрессоры – обратные клапаны – главные резервуары» произошла серьезная поломка и воздух проходил в сторону главных резервуаров, а оттуда обратно и под давлением в атмосферу через специальную трубу, под кузов электровоза, чего не должно быть при нормальной работе. Устранить неисправность в машинном отделении не представлялось возможным, а опускать токоприемники и обесточивать электровоз было нельзя, с такой неисправностью мы ни за что не откачали-бы электровоз, а это брак. Тем более устранить неисправность можно было только в депо.
Компрессора работали беспрерывно, воздух под большим давлением уходил в атмосферу. Мы спустились вниз и увидели, что на атмосферную трубу, откуда выходил воздух, была надета небольшая часть резинового рукава. Решение пришло немедленно – помощник пробежался по путям и нашел кусок стальной проволоки, мы согнули этот рукав под давлением и связали проволокой в месте сгиба. Воздух конечно выходил по трубе, но уже под гораздо меньшим давлением. Это и позволило нам провести сокращенную пробу тормозов и продолжить движение, а ехать предстояло еще более пяти часов.
Утечка продолжалась, но не в том темпе, компрессора работали почти без отдыха. Хотели переключить их, чтобы работали по одному, это могло дать передышку другому, но от этого отказались – один просто не справлялся. Я очень боялся, чтобы не сработали ТРТ (тепловые реле) и тогда пришлось-бы останавливаться, опускать токоприемники, переставлять движки на ТРТ, а с такой утечкой воздуха откачать электровоз мы бы не смогли. Открыли все двери в машинное отделение, хорошо, что уже наступила ночь и дело происходило ранней весной, по машинному гулял холодный воздух, хорошо охлаждая компрессоры.
Вот так всю дорогу ехали «на измене», но машины выдержали такую нагрузку, и наша проволока удержала рукав, не сползла с него! До дома мы доехали, в таком «нервном» режиме, прибыв на станцию электровоз отцепили и заехали в депо, здесь уже можно было перевести дух и нам и компрессорам! В общем, с такой неисправностью без вспомогательного локомотива было не обойтись, но мы обошлись и смогли довести скорый поезд вовремя. Компрессоры тоже не пострадали, неисправность устранили в депо и электровоз вышел на линию.
Однажды, когда вели грузовой поезд на нашем тепловозном участке на тепловозе 2ТЭ10Л, на напорной трубе компрессора на нашей секции сорвало предохранительный клапан, а компрессор находится возле двери в кабину. Помощник только собирался пройтись по дизельным и уже открывал дверь из кабины как вдруг этот клапан сорвало, и он как снаряд пролетел и ударился в крышу кузова, оттуда рикошетом полетал по дизельному первой секции и упал на полики. Хорошо, что помощник не успел выйти в дизельное отделение, представить страшно, чем это могло-бы кончиться! Здесь мы справились быстро, хватило и одного компрессора второй секции, ехали мы домой, тепловоз загнали в депо, где ремонтники поставили новый клапан с новой резьбой.