Можно ли в электровозе случайно получить смертельный удар током?

В последнее время очень часто слышу разные истории и по телевидению и так в жизни, что вот один там помощник машиниста залез на крышу электровоза, что-то там делал и его убило током, я типа все это видел и так далее. А можно-ли вот так, беспрепятственно взять и залезть на эту самую крышу, да еще и при не снятом напряжении на контактном проводе? Конечно, если направить всю свою фантазию на совершение этого поступка и к тому-же быть полным дураком, то со стороны, с помощью лестницы можно, только это плохо кончится.

Машинное отделение электровоза | Машинное отделение электровоза | Движение24
Открытая высоковольтная камера электровоза

А как изнутри? Ну, во-первых, при поднятом токоприемнике это не удастся, существует специальная система блокировки дверей, на профессиональном языке «шторок» в высоковольтную камеру (ВВК). В ВВК располагается все силовое оборудование, поэтому оно накрепко закрыто этими шторками.

Машинное отделение электровоза | Машинное отделение электровоза | Движение24
Закрытая ВВК электровоза

Система защиты включает в себя вентиль защиты, пневматические блокировки (цилиндры со штоками) и механическую систему открывания и закрывания дверей. Двери в ВВК имеют сетчатую конструкцию, чтобы состояние оборудования было хорошо видно при осмотре со стороны.

При подъеме токоприемника все двери в ВВК должны быть закрыты и зафиксированы системой закрывания дверей вручную, есть там небольшой рычаг, которым её переключают: вверх-открыто, вниз-закрыто.

силовые цепи в машинном отделении электровоза ВВК | силовые цепи в машинном отделении электровоза ВВК | Движение24

Практически это, трубчатая конструкция, на которой установлены небольшие щитки, прижимающие двери ВВК, также на этой трубе установлены круглые металлические диски с рычагами, и пазами в нижней части диска. Рычагом система поворачивается вверх или вниз, а в пазы входят штоки пневматических цилиндров-блокировок. Воздух в эти цилиндры подается через электропневматический вентиль защиты. Все эти устройства имеют электрические блокировки в цепи токоприемника, и если хоть одна блокировка не сработала, например, шток не зашел в паз, то токоприемник не поднимется.

главный выключатель на крыше электровоза | главный выключатель на крыше электровоза | Движение24
Главный выключатель

После поднятия токоприемника включается главный выключатель (ГВ) или быстродействующий выключатель (БВ). Эти устройства непосредственно подключают силовую цепь электровоза к контактной сети, при малейших неисправностях силового оборудования, например, короткое замыкание, перегрузка и т.д., данное устройство отключит цепь от контактной сети. Так что при поднятых токоприемниках в ВВК попасть нельзя.

Ну а если какая-то неисправность и надо срочно попасть в ВВК?

Да можно, но сделав ряд определенных действий, все они определены инструкциями, и носят определение – порядок входа в ВВК.

Для этого машинист на пульте отключает главный выключатель, после этого, кнопочным выключателем с пульта управления опускается токоприемник. Машинист блокирует на пульте управления все кнопочные выключатели специальными ключами (КУ), поворачивает их, вынимает из пульта и кладет себе в карман, все пульт управления заблокирован. После этого локомотивная бригада визуально убеждается, что токоприемники опущены. Теперь надо дождаться полной остановки всех электрических машин (электродвигателей вентиляторов, вентиляторы охлаждают тяговые электродвигатели и выпрямительные установки, фазорасщепителя-для электровозов переменного тока). Когда все остановилось, можно открывать и двери в ВВК, воздух из пневмоблокировок ушел и их штока ушли из пазов системы открывания, рычаг поднимается вверх и двери в ВВК раздвигаются. Но входить еще нельзя, надо снять емкостные заряды и заземлить главный ввод на тяговом трансформаторе, это выполняется специальной изолированной штангой, которая прикреплена на кузове в проходе. Вот после этого можно поработать, но не поднимаясь на крышу! 

Люк на крышу находится в центре кузова в высоковольтной камере, он снабжен небольшой лестницей. Но вот вопрос, а кто первый поднимается на крышу локомотива под контактным проводом, если это необходимо (излом токоприемника, пережог контактного провода и т.д.), нет не машинист, а работник дистанции контактной сети (ЭЧК), предварительно получив от энергодиспетчера информацию, что напряжение снято и предъявив машинисту свое удостоверение. После него, поднимаются все остальные причастные. Машинист может самостоятельно подняться на крышу, если электровоз выставлен на участок без контактной сети. Когда работы закончены, все происходит в обратном порядке, двери в ВВК закрываются и блокируются вышеуказанной системой.

В депо электровоз заходит на ремонт или на техническое обслуживание в цеха, где контактная сеть отсутствует. Загоняются они в цех, как правило, тепловозом. Так что очень много баек ходит по миру. Но иногда случаются травмирования током от контактной сети, например, часто попадают в эти нехорошие ситуации тепловозники на электрифицированных участках, по своей глупости, проигнорировав требования охраны труда, пытаются подняться на крышу тепловоза, на тепловозе это можно сделать просто, через люк. Это очень тяжелое происшествие! 

5 1 Голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии