Как разворачивались паровозы?
Понятно, что паровоз, особенно с поездом, а тем более с пассажирским, должен следовать трубой вперед. Но не всегда так получалось и паровозы иногда, в основном резервом (без поезда), следовали вперед тендером. Очень неудобно для машиниста и помощника.
Процесс разворота паровоза происходил на станциях смены паровозов и в локомотивных депо. Разворот паровоза можно произвести тремя способами: Треугольник; Петля и классический Поворотный круг.
Треугольник – представьте себе равнобедренный треугольник, а теперь его сторонами являются железнодорожные пути, а на всех трех вершинах треугольника установите стрелочные переводы, вот и все. Паровоз заезжает на треугольник с одного направления, проезжает одну сторону, проходит стрелку, останавливается, стрелку переводят, и он следует назад, но уже по другому пути(стороне), там он также проследует стрелку и уже развернут трубой вперед в другую сторону. Перевод еще одной стрелки и паровоз по нижнему пути (стороне) выходит на станцию трубой вперед, вот и все!
Петля – еще проще, название говорит само за себя,паровоз следует по петле трубой вперед или тендером, проходит круг петли и выезжает уже трубой вперед в нужном направлении на соседний путь станции.
Наконец, классический поворотный круг, располагался, как правило в локомотивных депо и на крупных станциях. Устройство простое – много путей подходят к грани поворотного круга, а нем располагается подвижный небольшой мост, который на своих оконечностях опирался на небольшие колесики, которые приводились в движение электроприводом и двигались по рельсу, проложенному внизу по кругу. На мосту укладывался железнодорожный путь, длиной как раз на паровоз. Паровоз с любого из путей заезжал на этот путь и перемещался по кругу электроприводом. На нужном пути круг останавливали и паровоз съезжал с него и двигался по нужному пути, трубой вперед или тендером, как было нужно. Вот и все.