Паровоз серии Е: локомотив с двойным гражданством
Читатели задают вопрос, а вот на наших железных дорогах работал еще и замечательный американский паровоз, серии Е. Абсолютно правильно, работал и еще как, только вот этот локомотив имеет двойное гражданство!
Данный паровоз разработан и проектировался, вплоть до всех сборочных чертежей, в России, русскими инженерами, под руководством профессора Ю.В. Ломоносова, от начала и до конца!
В Июле 1915 года на три американских завода был выдан заказ и переданы все сборочные чертежи на 400 паровозов, с осевой формулой 1-5-0, паровозы получили серийное обозначение «Е», на наших дорогах они получили прозвища – «Елена» и «Декапод» (десятиног, в переводе с американского, хотя это не соответствовало действительности, не брали в расчет бегунковую ось).
В период с 1943 по 1945 года данные паровозы снова строились по лендлизу для СССР на заводах Балдвина и Алко, имели серийное обозначение Еа, Ем и Емв. Последний паровоз серии Ем вышел из ворот завода АЛКО – 27 Августа 1945 года. Паровозы поступали на наши железные дороги до 1947 года. Всего поступило 2047 паровозов.
Заказ распределился следующим образом – 250 паровозов заводу Балдвин (Филадельфия, США, серия Еф), 100 паровозов заводу АЛКО (Скенектади, США, серия Ес), и 50 паровозов заводам Канадской паровозостроительной компании (Кингстон, Канада, серия Ек). В 1916 году нашими инженерами данные паровозы были существенно модернизированы, например, максимальная конструктивная скорость была поднята с 55 км/час, до 70 км/час, и в Ноябре сего года было заказано еще 220 паровозов на заводы Балдвина и Алко, серия Ел. Они поступали на железные дороги России до конца 1919 года. Всего был построен для России 881 паровоз. «Елены» очень хорошо работали, упорно тянули грузовые поезда на сложных профилях и были неприхотливы в работе.
Работали эти машины на многих железных дорогах страны, особенно в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Я до сих пор с детства помню эти «Елены», даже катался на них, они водили грузовые поезда и работали на маневрах практически до середины 70-х годов! А некоторые и дольше, а сейчас водят ретро-поезда по Дальневосточной железной дороге! Потрудились они на Славу, не боялись ни зимних холодов, ни тяжелой работы на разных профилях пути.
Есть в истории данных паровозов и трагическая страница: в конце Мая 1920 года, на станции Никольск-Уссурийский, ныне город Уссурийск в Приморском крае, белогвардейцами были убиты и сожжены в топке паровоза Ел – 629, трое активных борцов с интервенцией на Дальнем Востоке – Сергей Лазо, А.И. Луцкий и В.М. Сибирцев, причем, по свидетельству очевидца, помощника машиниста, спрятавшегося в куче угля в тендере, Сергея Лазо бросили в топку живым, остальных застрелили в мешках и бросили в топку… Страшная страница в истории, но вины паровоза в этом конечно нет. Сейчас этот паровоз установлен как памятник в центральном парке города Уссурийска. Многие говорят, что в парке установлен паровоз серии Еа, постройки 1943 года, но всеми документами подтверждено, в точности, что это тот паровоз, серии Ел – 629, постройки 1916 года, только букву А никак не переделают на Л. Вот так и получил двойное гражданство этот трудяга-американец — серии «Е»!