Грузовые автомобили СССР
АМО-Ф-15
Первый грузовой автомобиль в СССР – АМО-Ф-15, был выпущен на заводе Акционерного московского общества. Прототип – итальянский «Фиат» (мотор –30 л.с., г/п – 1,4 т).
Разработка своего варианта велась с января 1924 года. Первая машина собрана 1 ноября.
Новые решения:
- увеличен клиренс (до 225 мм);
- мощность двигателя увеличена на 17%;
- колёса – штампованные, дисковые.
За 7 лет произведено 6285 автомобилей.
С конца 1930 года начался выпуск АМО-2 (г/п 2,5 т, мотор – 60 л.с.) из агрегатов, поставленных из США. Через год, с переходом на отечественные детали, название изменилось на АМО-3.
ГАЗ-АА
Знаменитая «полуторка» – ГАЗ-АА сошла с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. База – американский грузовик «Форд». С 1938 года – двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.). Были улучшены: рулевое управление, подвеска, кардан. Стартёр отличался ненадёжностью, поэтому грузовик чаще заводился рукояткой.
До 1950 года выпущено более 1 млн. экземпляров.
ЗИС-5
Легендарный ЗИС-5 («Захар») стал модернизацией грузовиков АМО. Серийный выпуск на Заводе имени Сталина начался в октябре1933 года.
Мощность мотора возросла до 73 л.с., г/п – до 3 т. Привод тормозов – механический. В то же время, имелись: электростартер, бензонасос диафрагменного типа.
Имел более 30 модификаций. Широко использовался во время войны. Поставлялся на экспорт почти в полтора десятка стран. Произведено более полумиллиона машин.
ГАЗ-51
Война перенесла запуск в серию новой разработки Горьковского Автозавода на 1946 год. Конструкторы применили опыт эксплуатации техники в военное время, изучили лучшие качества грузовиков, поставлявшихся по ленд-лизу. Это позволило намного превзойти предшественников (ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ).
Двигатель получил ряд прогрессивных новинок:
- смазка подшипников под давлением;
- сменные вкладыши, хромированные кольца;
- масляный радиатор;
- принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения;
- предпусковой подогреватель.
Автомобиль получился надёжный, неприхотливый. Легко справлялся с нагрузкой (2,5 т). Модификаций – более 20. Поставлялся за рубеж, выпускался в Польше, Северной Корее, Китае. Выпущено в СССР до 1975 года около 3,5 млн. грузовиков.
ЗИС-150/ЗИЛ-150
База – ЗИС-15. Модель пошла в серию в апреле 1948 года.
Основные параметры:
- мотор – 90 л.с.;
- грузоподъёмность – 4 т;
- 5-ступенчатая КПП;
- привод тормозов – пневматический.
Усовершенствовались мотор, карбюратор и впускной коллектор. С июля 1957 года – ЗИЛ-150.
Выпускался на нескольких предприятиях. Модификаций – более 10. До октября 1957 года выпущено около 780 тысяч машин.
ЗИЛ-130
Глубокая модернизация ЗИЛ-150 превратила его в эталон грузовика в своём классе. Был на конвейере завода 30 лет (с 1964 года). На ЗИЛе выпущено около 3,4 млн. единиц. Новаторский вид, фирменная бело-голубая окраска. Первые модели оснащались карбюраторным двигателем в 148 л.с., имели г/п – 5 т. Пробег без капремонта – 135 тыс. км.
Постепенно довели г/п машины до 6 т, ресурс мотора – до 300 тыс.км.
Выпускался в Новоуральске и Чите. Модификаций (не считая спецвариантов) – около 30. Поставлялся более чем в 40 стран.
Урал-375
Полноприводной большегрузный автомобиль повышенной проходимости. Выпускался на Уральском автозаводе в Миассе. Колёсная формула – 6 × 6. Получил распространение в войсках, у газовиков, нефтяников. Запущен в серию 31 января 1961 года.
Основные характеристики:
- Двигатели: бензиновый ЗИЛ-375 – 180 л.с.; дизель – 210 л.с. (с 1977 года).
- Система рулевого управления – гидравлическая.
- Задние мосты – ведущие, передний – принудительное включение.
- Система подкачки шин.
- Полная масса – 13,3 т.
Главные качества:
- высокая проходимость;
- надёжность;
- ремонтопригодность.
КамАЗ
В основу машины лёг образец тягача ЗИЛ-2Э170В. Линейку дизелей (180, 210, 260 л.с.), коробку передач и сцепление разработал Ярославский моторный завод. Полуприцепы и прицепы сконструировали в Одессе и Балашове. Самосвальные установки спроектировал Минский автозавод.
Бортовой КамАЗ 8-тонник сошёл с конвейера в феврале 1976 года. Количество базовых моделей постоянно расширялось: от самосвала КамАЗ-5511 г/п 10т до тягача КамАЗ-54112, способного вести 33-тонный автопоезд.
Создание совместных предприятий с зарубежными компаниями позволило наладить выпуск различных агрегатов: дизельных моторов, трансмиссий, тормозных систем.
Существует более 100 комплектаций машин и шасси. Выпущено около 2,5 млн. автомобилей.
Спасибо за объяснение.
Очень интересная статья!В СССР автомобилестроение было далеко от западного,но трудяг делать умели,хотя без всякого комфорта.
Все эти автомобили помогали советскому народу строить счастливое будущее.
Спасибо автору за подробный рассказ о первых выпусках грузовых автомобилей и до наших дней.Очень интересно было окунуться в историю автомобилестроения.
Какие автомобили выпускались в СССР! Сколько стран покупали! А сейчас остался только Камаз да и то завод работает с простоями,хотя дотаций из бюджета тоже получает не мало.
С детства собирали открытки и почтовые марки с советским автопромом. По всему миру с удивлением смотрели на наши авто. С виду несуразные, но двигатели безотказные. А сколько было промышленного шпионажа, чтобы узнать секреты таких автомобилей.
Автомобили просто супер. Хоть и не отличались комфортом, но рабочие лошадки еще те.
130 Зил и сегодня можно увидеть, эдыкий маленький рабочий бычок.
Очень любопытно было узнать о грузовой технике прошлого и его развитии. Урал конечно впечатляет!
Про грузовые автомобили времен СССР можно сказать так, ничего красивого только выдающиеся характеристики. Их делали не для того чтобы наслаждаться удобством, а для реальной работы с которой они справляются до сих пор.