Грузовые автомобили СССР

АМО-Ф-15

Первый грузовой автомобиль в СССР – АМО-Ф-15, был выпущен на заводе Акционерного московского общества. Прототип – итальянский «Фиат» (мотор –30 л.с., г/п – 1,4 т).

Разработка своего варианта велась с января 1924 года. Первая машина собрана 1 ноября.

Новые решения:

  • увеличен клиренс (до 225 мм);
  • мощность двигателя увеличена на 17%;
  • колёса – штампованные, дисковые.

За 7 лет произведено 6285 автомобилей.

С конца 1930 года начался выпуск АМО-2 (г/п 2,5 т, мотор – 60 л.с.) из агрегатов, поставленных из США. Через год, с переходом на отечественные детали, название изменилось на АМО-3.

Грузовик АМО-Ф-15
Грузовик АМО-Ф-15

ГАЗ-АА

Знаменитая «полуторка» – ГАЗ-АА сошла с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. База – американский грузовик «Форд». С 1938 года – двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.). Были улучшены: рулевое управление, подвеска, кардан. Стартёр отличался ненадёжностью, поэтому грузовик чаще заводился рукояткой.

До 1950 года выпущено более 1 млн. экземпляров.

ГАЗ АА полуторка
ГАЗ АА «Полуторка»

ЗИС-5

Легендарный ЗИС-5 («Захар») стал модернизацией грузовиков АМО. Серийный выпуск на Заводе имени Сталина начался в октябре1933 года.

Мощность мотора возросла до 73 л.с., г/п – до 3 т. Привод тормозов – механический. В то же время, имелись: электростартер, бензонасос диафрагменного типа.

Имел более 30 модификаций. Широко использовался во время войны. Поставлялся на экспорт почти в полтора десятка стран. Произведено более полумиллиона машин.

Грузовик ЗИС-5
Грузовик ЗИС-5

ГАЗ-51

Война перенесла запуск в серию новой разработки Горьковского Автозавода на 1946 год. Конструкторы применили опыт эксплуатации техники в военное время, изучили лучшие качества грузовиков, поставлявшихся по ленд-лизу. Это позволило намного превзойти предшественников (ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ).

Двигатель получил ряд прогрессивных новинок:

  • смазка подшипников под давлением;
  • сменные вкладыши, хромированные кольца;
  • масляный радиатор;
  • принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения;
  • предпусковой подогреватель.

Автомобиль получился надёжный, неприхотливый. Легко справлялся с нагрузкой (2,5 т). Модификаций – более 20. Поставлялся за рубеж, выпускался в Польше, Северной Корее, Китае. Выпущено в СССР до 1975 года около 3,5 млн. грузовиков.

Грузовик ГАЗ-51
Грузовик ГАЗ-51

ЗИС-150/ЗИЛ-150

База – ЗИС-15. Модель пошла в серию в апреле 1948 года.

Основные параметры:

  • мотор – 90 л.с.;
  • грузоподъёмность – 4 т;
  • 5-ступенчатая КПП;
  • привод тормозов – пневматический.

Усовершенствовались мотор, карбюратор и впускной коллектор. С июля 1957 года – ЗИЛ-150.

Выпускался на нескольких предприятиях. Модификаций – более 10. До октября 1957 года выпущено около 780 тысяч машин.

Грузовик ЗИЛ-150
Грузовик ЗИЛ-150

ЗИЛ-130

Глубокая модернизация ЗИЛ-150 превратила его в эталон грузовика в своём классе. Был на конвейере завода 30 лет (с 1964 года). На ЗИЛе выпущено около 3,4 млн. единиц. Новаторский вид, фирменная бело-голубая окраска. Первые модели оснащались карбюраторным двигателем в 148 л.с., имели г/п – 5 т. Пробег без капремонта – 135 тыс. км.

Постепенно довели г/п машины до 6 т, ресурс мотора – до 300 тыс.км.

Выпускался в Новоуральске и Чите. Модификаций (не считая спецвариантов) – около 30. Поставлялся  более чем в 40 стран.

Грузовик ЗИЛ-130
Грузовик ЗИЛ-130

Урал-375

Полноприводной большегрузный автомобиль повышенной проходимости. Выпускался на Уральском автозаводе в Миассе. Колёсная формула – 6 × 6. Получил распространение в войсках, у газовиков, нефтяников. Запущен в серию 31 января 1961 года.

Основные характеристики:

  1. Двигатели: бензиновый ЗИЛ-375 – 180 л.с.; дизель – 210 л.с. (с 1977 года).
  2. Система рулевого управления – гидравлическая.
  3. Задние мосты – ведущие, передний – принудительное включение.
  4. Система подкачки шин.
  5. Полная масса – 13,3 т.

Главные качества:

  • высокая проходимость;
  • надёжность;
  • ремонтопригодность.
Автомобиль Урал-375
Автомобиль Урал-375

КамАЗ

В основу машины лёг образец тягача ЗИЛ-2Э170В. Линейку дизелей (180, 210, 260 л.с.), коробку передач и сцепление разработал Ярославский моторный завод. Полуприцепы и прицепы сконструировали в Одессе и Балашове. Самосвальные установки спроектировал Минский автозавод.

Бортовой КамАЗ 8-тонник сошёл с конвейера в феврале 1976 года. Количество базовых моделей постоянно расширялось: от самосвала КамАЗ-5511 г/п 10т до тягача КамАЗ-54112, способного вести 33-тонный автопоезд.

Грузовик КамАЗ-5511
Грузовик КамАЗ-5511

Создание совместных предприятий с зарубежными компаниями позволило наладить выпуск различных агрегатов: дизельных моторов, трансмиссий, тормозных систем.

Существует более 100 комплектаций машин и шасси. Выпущено около 2,5 млн. автомобилей.

Text.ru - 100.00%
4.5 2 Голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
12 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Алекс
Алекс
1 год назад

Спасибо за объяснение.

Олег
Олег
1 год назад

Очень интересная статья!В СССР автомобилестроение было далеко от западного,но трудяг делать умели,хотя без всякого комфорта.

Александр
Александр
1 год назад

Все эти автомобили помогали советскому народу строить счастливое будущее.

Юрий
Юрий
1 год назад

Спасибо автору за подробный рассказ о первых выпусках грузовых автомобилей и до наших дней.Очень интересно было окунуться в историю автомобилестроения.

Ольга
Ольга
1 год назад

Какие автомобили выпускались в СССР! Сколько стран покупали! А сейчас остался только Камаз да и то завод работает с простоями,хотя дотаций из бюджета тоже получает не мало.

Алексей
Алексей
1 год назад

С детства собирали открытки и почтовые марки с советским автопромом. По всему миру с удивлением смотрели на наши авто. С виду несуразные, но двигатели безотказные. А сколько было промышленного шпионажа, чтобы узнать секреты таких автомобилей.

Александр
Александр
1 год назад

Автомобили просто супер. Хоть и не отличались комфортом, но рабочие лошадки еще те.

Славик
Славик
1 год назад

130 Зил и сегодня можно увидеть, эдыкий маленький рабочий бычок.

Андрей Злобин
Андрей Злобин
1 год назад

Очень любопытно было узнать о грузовой технике прошлого и его развитии. Урал конечно впечатляет!

Владимир Кризго
Владимир Кризго
1 год назад

Про грузовые автомобили времен СССР можно сказать так, ничего красивого только выдающиеся характеристики. Их делали не для того чтобы наслаждаться удобством, а для реальной работы с которой они справляются до сих пор.

1 2 Далее →
wpDiscuz
12
0
Хотелось бы услышать ваше мнение, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x
| Reply