Зачем нужны буферы на пассажирских вагонах

Как часто вы путешествуете на поездах? Даже если ответом будет суровое нет, то с очень высокой долей вероятности (хайкли лайкли, как говорят у нас в Солсбери) хотя бы раз в жизни пассажирский железнодорожный состав вы видели. Возможны вы не замечали этого раньше, но наш подписчик озадачился вопросом — что за круглые диски на торцах вагонов, и почему на грузовых вагонах таких устройств нет. Ну что ж, раз есть вопрос, значит будет и ответ!

буфера вагона – буфера вагона – Движение24

Эти приспособления носят названия Буфера(ы). Да, что-то в этом конечно есть, но все таки техника есть техника. Внутри буфера находится пружина, для сжатия которой необходимо приложить усилие более 900 килограммов! Собственно разжимается в обратную сторону она с нисколько не меньшим усилием. Кстати, вот почему пассажирские вагоны не прицепишь друг к другу накатом, обязательно понадобится маневровый тепловоз, ведь сжать буферы не так просто.
Теперь давайте выясним, для какой цели такое сжатие-растяжение необходимо. Всё дело в том, что автосцепка между вагонами не идеальна, и имеет свободный ход одна относительно другой, пусть этот ход и небольшой, но проецируя его на большое количество вагонов и соответственно сцепок, получаем хорошее такое расхождение. Замечали с каким звуком трогается и останавливается грузовой поезд? — Самый настоящий грохот. Когда поезд трогается, то первым движется головной вагон, он дергает второй, второй уже с большей скоростью дергает третий и так до последнего вагона, который уже трогается не плавно, а резким рывком. При торможении все наоборот, автосцепки сжимаются между собой, порой неравномерно, а при отпуске тормозов всё повторяется. В общем для грузов ничего страшного не происходит, продольные колебания сглаживаются за счет техники ведения поезда. Но для пассажиров и это было бы чувствительным.

пассажирский поезд – пассажирский поезд – Движение24

Буферы как раз призваны устранить продольные реакции, возникающие за счет свободного хода деталей автосцепок. Когда все вагоны с усилием сцеплены в состав, буферы стремятся разжаться и натягивают автосцепки, тем самым ликвидируя их свободный ход. Продольные колебания таким образом полностью исключаются, и пассажиры чувствуют себя комфортно.