• Транспорт, техника и технологии - Движение24

Сильные снегопады — а как им противостоят РЖД?

Россия может похвастаться длинными, холодными и снежными зимами на большей части своей территории, а еще самой протяженной железной дорогой в мире. И периодически возникающие снегопады могут здорово навредить ей, если бы не разрабатываемые уже больше века технологии снегоборьбы.

снегоуборщик СМ-1169 ржд

В чем опасность снежных заносов, ведь кажется что поезд имеет огромный вес и способен удержаться на рельсах?
Снег, когда его слишком много, создает большое сопротивление движению, и из-за этого значительно растут потребление топлива и электроэнергии. Снег ухудшает сцепление колеса с рельсом, удлиняет тормозной путь, и в большом количестве может «набиться» под состав и причинить повреждения подвагонному оборудованию и элементам тормозной магистрали. А для того, чтобы снегопад стал причиной крушения, в наше время, необходимо здорово нарушить все требования по безопасному ведению поездов. А при сильных снегопадах в РЖД действует отдельный нормативный документ, в котором определены критерии, по которым классифицируется снегопад, и расписан план действий для каждой классификационной категории.

Отдельную опасность снег представляет для стрелочных переводов — он способен забить пространство между подвижными элементами и стать причиной невозможности перевода пути. Конечно в таких случаях диспетчер видит, что стрелочный перевод не может переключиться, и соответственно не сможет составить маршрут и дать команду к движению поезда. Специально для устранения снежных заносов стрелочных переводов, практически рядом с каждым находящимся в снежных климатических зонах и входящим в систему централизации (пути крупных ЖД магистралей, основные станционные переводы), расположен трубопровод от системы с сжатым воздухом. К нему путевым работником подключается шланг и производится обдув стрелочного перевода для очистки от снега. И эту процедуру приходится делать довольно часто. Еще применяется более современная система подогрева стрелочного перевода. Снег тает и рельсы остаются чистыми в любой снегопад.

Синяя труба от системы пневмообдува и коллектор для подключения шлангов
Синяя труба от системы пневмообдува и коллектор для подключения шлангов

Со «стрелками» разобрались, два наиболее распространенных способа снегоборьбы — пневмообдув и подогрев. А как быть с заснеженными перегонами?

Раньше применялись снегоочистители, которые подключались к паровозу. А проблема «куда весь собранный снег девать?» решалась крайне интересным и находчивым способом — от паровоза отбирался пар и по трубопроводу доставлялся в специальный вагон — снеготаятель. В этом вагоне происходило растаивание собранного с путей снега от нагрева паром, и далее уже вода по трубопроводу переливалась в цистерны. Удобно, не правда ли.

Снегоуборочная машина СМ-2М
Снегоуборочная машина СМ-2М

Сейчас все изменилось, и снег больше непосредственно «на путях» никто не оттаивает, и не потому, что технология старая, а потому, что в отсутствии паровоза дешевое тепло отобрать просто негде, тепловоз столько тепла не производит, а электровоз и подавно. А дополнительные теплоустановки будут дороги в эксплуатации.

Роторный снегоочиститель
Роторный снегоочиститель

Сейчас снег либо собирается роторными или «шнековыми» машинами с последующим откидыванием на 20-ть метров от путей в стороны, либо собирается специально спроектированными плоскостями и захватчиками (например машина СМ-2М на фото выше), и автоматически продвигается по составу, заполняя специальные грузовые вагоны. Потом собранный снег отвозится и сваливается в карьер, либо в стационарные снеготаятельные установки, которых на РЖД, насколько мне известно, единицы. Далее процедура повторяется до тех пор, пока перегон не будет очищен от снега. 
Самое главное — такие машины спроектированы так, чтобы работать быстро и рабочий процесс обходился только одним ЖД путем.

тепловоз в снегу

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments