Маневровый тепловоз ТЭМ19: локомотив работает на природном газе

Маневровый тепловоз ТЭД19 – Маневровый тепловоз ТЭД19 – Движение24
Маневровый тепловоз ТЭД19

В России как известно добывается экологически чистое «голубое» топливо под названием — природный газ. Строятся гигантские по масштабам трубопроводы («Серверный поток», «Сила Сибири», …), по которым огромное количество газа утекает за границу. Газ, в отличие от нефтепродуктов, не выделяет при горении побочных веществ, загрязняющих окружающую среду. И как гении конструкторской мысли — строители железнодорожной техники игнорируют такой замечательный вид топлива, используя вместо него солярку и дизеля?

Все таки это не совсем так, и данный вид топлива вовсе не игнорируется. На нашем канале мы много раз уже говорили про газотурбовозы, которые даже являются мировыми рекордсменами по мощности. К сожалению всё равно такие локомотивы остаются в штучном количестве. Но сегодня я бы хотел рассказать про менее мощный локомотив, чем газотурбовоз, да и работающий слегка по иному принципу — Маневровый эко тепловоз ТЭД19.В 2012 году Брянским машиностроительным заводом в кооперации с другими предприятиями был построен единственный экземпляр такого локомотива, который и переезжает сейчас с выставки на выставку, переодически проходя эксплуатацию в подразделениях РЖД. Не смотря на весь новаторский подход и разработки, не желают инвесторы или само РЖД вкладываться в производство таких локомотивов, мои комментаторы наверняка знают причину, со 101 процентной точностью, пишите господа.

Устройство и принцип работы

Так что же тут новаторского, давайте разбираться. Во первых можно сразу заметить, что кузов похож на модель маневрового тепловоза ТЭД18 — так и есть. Заморачиваться на данный счет конструкторы не стали. Колесная формула аналогичная — шесть осей, две тележки по 3 колесные пары в каждой (3о-3о).
Очевидно бросается в глаза «бочка» (цистерна), занимающая практически половину тепловоза, прикрытие которой защитными конструкциями не предусмотрено.В этой цистерне находится природный газ, который далее поступает в газопоршневую силовую установку, в которой газ играет роль солярки, только его воспламенение происходить не по циклу Дизеля, а по циклу Отто — за счет искры (как в бензиновом моторе).
А вот дальше всё происходит так же, как и на большинстве находящихся в эксплуатации тепловозах. Газопоршневой двигатель вращает Генератор, от которого питаются электрические двигатели с колесными парами.

Что я упустил? — Начнем с цистерны, которая является одним из источников инноваций. Дело в том, что газа для работы двигателя требуется очень большой объем, и даже если его загонять под сумасшедшим давлением (что к стати очень опасно) в цистерну, чтобы больше вместилось, на долго этого количества всё равно его не хватит. Так вот в итоге была решена задача с мобильным хранением большого объема газа — хранение его в сжиженном состоянии.

Маневровый тепловоз ТЭД19 – w2-1 – Движение24
Маневровый тепловоз ТЭД19

Так как сжиженный газ при расширении забирает огромное количество тепла из окружающей среды, а в жидком состоянии имеет температуру более -100 градусов Цельсия, все работающие с ним установки сопровождают приставкой «Крио-«.

Однако сжиженный газ в цилиндр двигателя не зальешь, требуется иное агрегатное состояние. Но проблема как раз в поглощении большого количества теплоты из среды, при расширении сжиженных газов (если долго держите кнопку распылителя на каком-нибудь баллоне с газом-пропеллентом, то баллон непременно начинает интенсивно охлаждаться). Из-за этого без специальных технологических решений сжиженный газ не просто превратить в газообразное состояние, не заморозив при этом тепловоз до шпал.

Сперва специально разработанная установка забирает сжиженный газ, и за счет технологии активного теплоотведения превращает большое количество жидкости в газ, который уже может поступать в цилиндры двигателя. Более подробную информацию об этой технологии мне отыскать не удалось, пишите в комментариях, если знаете. 
Такого жидкого газового топлива в цистерне 4300 килограмм.

Ну что ж, вполне мощная получилась машина — почти 1200 лошадей. Много про этот тепловоз ходит различных слухов, но это нормально, ведь отсутствие однозначной и непротиворечивой информации, а самое главное «штучность» и «выставочность» экземпляра, как раз и являются провокаторами этих слухов.