История Дубая
На протяжении всей своей истории Дубай был торговым городом, использовавшим одноименную укрытую от моря бухту как безопасную гавань при проведении коммерческих операций с Ираном, Индией и Пакистаном на востоке и Центральной Аравией и Африкой на западе.
А начиналось все в XVIII в. с небольшого торгового порта с населением от 1000 до 2000 человек и 150 черными солдатами в качестве охраны. Дополнительным источником дохода служила ловля жемчуга, на которую ежегодно отправлялись до 90 судов. «Город представляет собой скопление глинобитных хибар, окруженных низкой глинобитной стеной», — писал в 1822 г. один из английских капитанов.
Из-за отсутствия плодородных оазисов вроде Ливы и Аль-Айна Дубай всегда зависел от моря как средства и источника своего существования. Бухта — единственное его природное преимущество, и ей город обязан своим благополучием как торговый порт, поддерживающий выгодные контакты с Ираном и Индией. Дубайская бухта подобна заливам Шарджи, Аджмана и Рас-эль-Хай-мы, с той лишь разницей, что она шире и уходит гораздо дальше в глубь суши.
Сегодня берега Дубайской бухты соединяют четыре моста, под ее водами проложены пешеходный и автомобильный туннели и метротуннель. Но даже при наличии всех этих стационарных переправ между расположенными по берегам бухты базарами постоянно курсируют традиционные водные такси абра (араб, абра — «через»). Раньше это были весельные; а сегодня суденышки оснащены моторами и тентами. Прежде по пятницам жители Дейры (Шарджа), направлявшиеся на полуденную молитву в большую мечеть рядом с фортом на дубайском берегу бухты, могли пользоваться паромными переправами бесплатно.
Работы по повышению экологичности и очистке Дубайской бухты идут полным ходом. Со дна регулярно извлекаются тонны мусора, начиная с консервных банок и бутылок и заканчивая трупами животных и холодильниками. Суда природоохранной инспекции посменно и круглосуточно курсируют по бухте, пресекая попытки загрязнения акватории и русла. На постоянной основе ведется мониторинг качества воды.
Утверждается, что сегодня уровень ее загрязненности не превышает предельно допустимых значений. Похоже, благополучно обстоят дела и в заповеднике Рас-эль-Хор, где сотни фламинго на пути их сезонной миграции на юг делают остановку. Сегодня за птицами можно наблюдать из специальных укрытий, однако если пернатым удастся пережить реализацию проекта «Лагуны», им, по-видимому, придется обрести вкус к оперной музыке.