Зачем рельсы меняют местами? Боковой износ головки рельс
Возможно вы когда-нибудь становились свидетелем того, как путейцы во время ремонта пути просто берут, и перекладывают одну рельсовую плеть на место другой. Зрелище намекает на то, что происходит экономия рельс в ущерб безопасности. Зачем же на самом деле производится такая манипуляция, давайте разбираться.
Железнодорожная инфраструктура, к которой безусловно относится путевое хозяйство, довольно дорого в содержании. Рельсы делаются из стали строго определенных марок, этот металл должен отвечать целому ряду параметров по прочности, пластичности и так далее, так что цена на готовое изделие составляет львиную долю всех расходов на содержание пути. Мало того, рельсовые плети подвергаются постоянному физическому контакту с колесными парами, что так или иначе приводит к их постоянному износу. Уж не думаете ли вы, что РЖД экономит на безопасности пассажиров и меняет рельсы местами, вместо их полной замены? — точно нет. В данном случае речь действительно идет об экономии металла и рельсы меняются местами из-за износа головки, но только такая замена не происходит в ущерб безопасности.
Давайте посмотрим, каким образом осуществляется износ рельсовых плетей. Пятно контакта колеса с головкой рельса не лежит по всей поверхности рельса, из-за профиля самого колеса — его обод скошен так, чтобы колесная пара скатывалась к центру колеи, а гребень вообще не соприкасался с рельсом. Такой профиль приводит к медленной пластической деформации рельса, с расплющиванием внутренней части. Ниже я приложу фото, на котором визуально видно, как выглядит головка рельс с сильным боковым износом, который, кстати сказать, регулярно проверяется с помощью соответствующего прибора.
Так что головка рельс изнашивается неравномерно, и логичным вариантом уравновешивания износа, для более длительной эксплуатации пути с большей выработкой, была бы периодическая замена рельс местами, ведь внешняя сторона головки рельс остается нетронутой. Но периодически проводить такую процедура опять же затратно, по этому она проводится однократно, перед полной заменой рельсовых плетей.
Сейчас повсеместно применяется бесстыковой путь. длина плетей которого составляет в среднем 800 метров. Как поменять их местами на таком расстоянии без распиливания рельсов? Для этого существует специальное приспособление, на которое погружаются открепленные от шпал рельсовые плети, и далее, уже с его помощью, они меняются местами с продвижением аппарата, оснащенного роликами, по колее.
Как видно на фото к каретке присоединен металлический трос, за который электромотор на специальной самоходной путеремонтной машине проталкивает ее по всему участку пути. За монтерами пути снятие и последующая укладка рельсов на крепление шпал. Процедура максимально автоматизирована, ведь 800-метровые рельсовые плети являются очень тяжелыми для ручного труда. Более подробно об укладке, резке и сверлению рельс читайте в рубрике «Записки монтера пути», которую ведут профессионалы.
Автор:
Иван Беляев, ЖД-эксперт