Узкоколейные железные дороги
Мы пишем много статей обо всем, что касается железных дорог нашей России, больших дорог с широкой колеёй. А ведь у больших дорог есть их маленькие собратья — железные дороги узкой колеи, так называемые узкоколейки! Там все почти также, только в разы поменьше! Но тем не менее.
Узкоколейная железная дорога имеет ширину колеи – 750 мм., против 1520 мм., на железных дорогах общего пользования в России. Строились они для обеспечения нужд промышленности, лесозаготовительной, торфоразработки и многое другое. Ввиду того, что деятельность этих дорог была временной, например, до истощения запасов леса или торфа, то больших материальных и финансовых вложений их строительство не требовало. Экономически это было выгодно, расходы были минимальными. И как правило, после выполнения своих непосредственных задач, узкоколейки разбирались и разбираются в наши дни.
Часть узкоколеек во времена СССР входила в состав МПС, ну а большинство принадлежало различным министерствам и ведомствам. И раньше, и сейчас все детские железные дороги в России – узкоколейные, они вносят огромный вклад в подготовку будущих кадров для наших железных дорог, приносят огромные радостные впечатления ребятне, и конечно вносят большую лепту в популяризацию железнодорожного транспорта.
Узкоколейки внесли огромный вклад в развитие промышленности нашей страны, это были целые предприятия, со своей инфраструктурой, коллективами, поселками и они всегда примыкали к большим станциям обычных железных дорог. На этих дорогах интенсивно велись грузовые и пассажирские перевозки, а для многих жителей отдаленных поселков и деревень России, они стали просто, дорогой жизни, которыми являются и по сей день. Но конечно, нынешнее состояние узкоколеек уже давно не то, что было, экономика страны наносит свои неутешительные удары. Их осталось совсем немного, но некоторые еще сохранились, в основном для перевозки жителей отдаленных поселений и немножко для грузовой работы. Перечислю некоторые:
Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД). Находится в г. Алапаевск, Свердловской области, на Урале. Еще живет и держится. А ведь во времена Советского Союза, это была одна из крупнейших узкоколеек мира, ее длина превышала 600 км! Работает она с июля 1898 года, уже 121 год! Строилась она как лесовозная, для нужд Алапаевского железоделательного завода. Но завод уже давно остановился. Сейчас АУЖД – это единственный путь общения с местными поселками. Ее длина в настоящее время составляет порядка 250 км. Правительство Свердловской области не дало АУЖД исчезнуть с карты области и теперь она включена в «серебряное кольцо Урала» и перевозит не только местных жителей, но и любопытных туристов со всего мира!
Знаменитая Каринская УЖД, узкоколейка принадлежала торфоразрабатывающему предприятию «Каринторф» в Кировской области, работала с 1942 года. По ней перевозился торф, для работы Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3, работавшей на торфе. Ее протяженность составляла 81 км. Но самое интересное, на этой дороге вводились все передовые технологии, применяемые на железных дорогах. Здесь на станциях была установлена стрелочная централизация, весь подвижной состав оборудовался автосцепками, узкоколейные локомотивы и вагоны ими не оснащались, и не оснащаются в настоящее время. Все как на обычных железных дорогах. Вот как красиво все работало! Но, ТЭЦ-3 перевели на газ и все. Сейчас эта дорога имеет небольшой участок, по которому перевозит пассажиров.
Всех узкоколеек и не перечесть, их было очень много. Есть еще и Шатурская УЖД, под Москвой, перевозила торф, но сейчас практически закрыта, и Семигородняя, лесовозная в Вологодской области, раньше ее длина составляла более 140 километров, а сейчас, 28 километров. Многие узкоколейки даже электрифицировались, например, узкоколейка Текелийского свинцово-никелиевого комбината (Казахстан).