Перевал Мурурин — тепловоз без тормозов едва не снёс пассажирский
Это реальная история, произошедшая в 1992 году на БАМе и вошедшая во многие хроники, по ней был даже снят фильм, который хорошо известен в железнодорожных кругах. Фильм носит название «Перевал Мурурин», одноименно месту, где могла произойти чудовищная трагедия. Я хотел бы рассказать об этом, и коснуться еще одного факта, о котором забывают многие авторы, однако из-за которого случилась бы не трагедия, а самая настоящая катастрофа!
Итак, тепловоз 3ТЭ10М испытывал проблемы с клапаном отпуска тормозов на средней секции. Это приводило к тому, что полного отпуска тормозов на ней не происходило, и колодки не полностью отжимались от колес и постоянно стачивались. Естественно проблему необходимо было решать.
Нашелся умник, который вместо проведения качественного ремонта, просто открыл клапан и зафиксировал его в таком положении. А сигнализация, чтоб зря не ругалась и не сообщала машинисту о явной неисправности тормозов 2й секции, была довольно простыми манипуляциями отключена. Таким образом одна секция осталась полностью без тормозов. О чем только думал этот «электрик Гена» — как его называют в фильме, ведь участок пути, на котором данный тепловоз несет свою рабочую вахту, перевал Мурурин — самая высшая точка БАМа. В одну сторону постоянный спуск длиной десятки километров, а в другую такой же подъем. Тормоза здесь самый важный технический орган поезда.
Конечно, когда тепловоз в сцепке, одна секция не играла особой роли, ведь головная секция оставалась с тормозами.
Ничего в нашей жизни не бывает просто так, и любое русское «авось» как правило подводит в самый неподходящий момент. Так случилось и в тот раз.
Локомотив пошел под наливняк, 70 цистерн с горючими жидкостями. Дежурная по станции, естественно, отправляет вперед пассажирский поезд, а следом за ним и грузовой наливняк, с нашим «хромым» тепловозом.
А на одном участке пути, из-за особенностей местного тяжелого якутского климата, произошла просадка пути, о которой уже было известно, так как просадки там явление системное, и путеизмеритель катается целый день туда-сюда. Однако еще одно «авось» — предупреждение о снижении скорости выписать так и не успели. Как раз в этом месте у нашего поезда случается самое страшное, что только может произойти — саморасцеп.
Первые две секции тепловоза, расцепились с еще одной секцией и составом. Естественно, что при разрыве тормозной магистрали, сразу сработали тормоза во всем составе и на одной секции. Но на нашем «оставшемся» тепловозе в тормозной магистрали образовалась дыра (разрыв магистрали между секциями), а из-за открытых клапанов на второй секции давление воздуха, которое должно было направиться в тормозные цилиндры и прижать колодки, уходило через эти клапана, а тут еще и разрыв магистрали. Ни мощности компрессора, ни запаса из резервуаров, не хватало, для торможения…
Так на спуске, длиной в несколько десяткой километров, встал наливняк, с несколькими тысячами тонн взрывчатки, и тепловозные секции, весом в 260 тонн, стали разгоняться без тормозов, догоняя пассажирский поезд.
Ситуация на самом деле, просто крайне тяжелая. У пассажирского ограничение — 60 км/час, его машинисту по рации орет машинист тепловоза, который уже видит хвост его поезда «Что ты плетешься, я же врежусь«. Машинист пассажирского принимает решение нарушить предупреждение и увеличить скорость, другого выхода у него просто нет.
Дежурная по следующей станции срочно ищет место, куда бы принять пассажирский на боковой путь, чтобы пропустить тепловоз. И она находит это место, только оно занято какими-то вагонами. Как у этой женщины — героини РЖД, выдержали нервы, чтобы справиться с этой ситуацией. Но она справилась!
Помощник машиниста тепловоза всеми силами, высунувшись из тамбура второй секции, пытался ногой перекрыть концевой кран тормозной магистрали, для того, чтобы устранить утечку воздуха и дать возможность воздуху попасть в тормозные цилиндры. Рискуя жизнью, сквозь страх, ещё раз и еще раз он пытался закрыть этот кран, и закрыл!
Все сложилось максимально удачно, пассажирский успел спрятаться на боковой, а тепловозу создали свободный маршрут, где собственно он и затормозил. Если бы не отработала ДСП — от пассажирского поезда бы ничего не осталось… Я не Бог, не могу располагать, но крушение имело бы страшные для людей последствия. И локомотивная бригада не пострадала, тепловоз ведь мог в какой-нибудь кривой просто улететь. Скорость его превышала 120 км/час.
Казалось бы всё.
А никто не забыл про наливняк, который стоит на уклоне? Воздух из тормозной магистрали выходит темпами быстрого вальса, а состав не закреплен ни башмаками, да ничем. Хочу отметить здесь ещё работу тех сотрудников, которые на маневровом тепловозе, смогли добраться до этого состава вовремя. Нет информации в открытых источниках что они с составом там делали, скорее всего подключили к своему тепловозу, прокачали тормозную магистрали и уже ждали основной тепловоз. Думаю о том, что было бы, если бы они не успели, говорить никому ничего не нужно.
Вот такая история, как на железной дороге уживаются вместе героизм и разгильдяйство, профессионализм и преступное слабоумие.