Для чего нужен СТОП-КРАН и каковы реальные последствия шуток с ним
Сейчас рассмотрим интересный вопрос, что-же такое «стоп-кран» и вообще для чего он нужен?
Практически каждый житель нашей огромной России хоть раз путешествовал на поезде. И войдя в вагон конечно все видели такой небольшой кран с пломбой и трубой , уходящей под пол вагона, и надпись на нем, красным «Стоп-кран».
Стоп кран это такой небольшой аналог крана машиниста, делает он тоже самое, только проще, при его открывании создается утечка из тормозной магистрали поезда, воздух через вышеуказанную трубу поступает из тормозной магистрали и выпускается в атмосферу через кран.
Ну а тут, как я писал в статье про автотормоза, умные воздухораспределители срабатывают и , поезд тормозит, причем темпом экстренного торможения.
Стоп-кран необходим в пассажирском вагоне, то что не увидит локомотивная бригада, увидят проводники и пассажиры в вагоне, а это может быть что угодно. Может человек повиснуть в тамбуре на поручнях на ходу, может быть неисправность ходовой части вагона, возгорание, да и много всякого нехорошего. Вот для предотвращения тяжелых последствий и установлен стоп-кран!
И очень хорошо, когда стоп-кран используется по своему прямому назначению. Но иногда некоторым пассажирам хочется пошутить и ради этого просто так дернуть стоп-кран. Конечно «очень веселое» развлечение. Но хочу напомнить, что развлекаться надо в парках культуры и отдыха, например, на аттракционах, а железная дорога была, есть и будет зоной повышенной опасности!
Вот реальные последствия «невинных» шуток, примите к сведению! При срыве стоп-крана машинист сразу видит падение давления в тормозной магистрали и поезд сам начинает тормозить и согласно инструкции, машинист в пассажирском поезде немедленно ставит рукоятку крана машиниста в шестое положение – экстренное торможение, ведь в поезде сотни людей и он должен остановиться как можно быстрее!
На большой скорости эффект экстренного торможения будет не заметен, а вот на небольшой, сразу почувствуется, а это – падение с полок , падение в проходах и коридорах, можно облиться кипятком, и соответственно травмы: ушибы, ожоги, сломанные руки и ноги, да все что угодно! Улавливаете? Хорошо ,что все обойдется, а если нет?
Ладно обошлось, читаем дальше. Представим ситуацию: ночь, все спят, машинист с помощником ведут поезд, светит прожектор, бегут шпалы, стучат колеса на стыках, локомотив весело бежит по рельсам и вдруг кому-то захотелось «пошутить» — машинист сразу видя падение давления применяет экстренное торможение не зная, что-же произошло в поезде, вызывает начальника поезда по радиосвязи. Начальник поезда нервничает, начинает немедленно искать причину, ведь могло произойти что-то серьезное. Напоминаю, локомотивная бригада, начальник поезда и проводники де-факто и де-юрэ отвечают за жизнь и здоровье пассажиров! Зачем так нервировать ответственных людей просто так, ради «хохмы»! Поезд останавливается и происходит отпуск тормозов и зарядка тормозной магистрали. На это уйдет минут пять, не меньше.
На многих дорогах существует регламент действия локомотивной бригады при экстренном торможении в пассажирском поезде и что-же это такое? Тормоза отпустили и помощник машиниста вздохнув, мысленно «поблагодарив» шутника, спускается с локомотива и стоит радом с насыпью, а машинист приводит поезд в движение и со скоростью 10 км/час протягивает состав мимо помощника а тот внимательно осматривает ходовую часть вагонов и главное слушает, не стучат-ли, так называемые «ползуны» на колесах по рельсам.
Ползуны, это такие, как-бы натертости на бандажах колесных пар, образуются они при движении колесной пары «юзом» по рельсам и могут быть небольшими, а могут быть и величиной с ладонь! Тогда все очень плохо и при таких «ползунах» приходится долго выводить поезд с перегона и дальше менять колесную пару!
Ну идем дальше, слава Богу, все хорошо, протянув состав мимо помощника, машинист останавливает поезд и ждет, когда помощник возвратится на локомотив, а это опять минут 15-20 на все про все, поезд уже серьезно опаздывает и нужно нагонять упущенное время! Потом на станции машинист и начальник поезда составят совместный акт о срыве стоп-крана и едем дальше. Если «шутник» попадется, то отделается минимальным штрафом. А если все будет похуже, кто-то пострадает, упав с полки, что тогда? Вызов врача и скорой помощи, вообщем, много неприятностей!
Теперь о главном — помощник обнаружил ползуны! Произошла неисправность в рычажной передаче вагона и колодки непомерно сильно зажали колеса и колесная пара пошла «юзом» а если не только одна колесная пара, а побольше? Локомотивная бригада совместно с начальником поезда замерит величину ползунов, и хорошо, если они уложатся в параметры, можно будет ехать с установленной скоростью, только пассажиры в вагоне будут слышать всю дорогу многократно усиленный стук колес, далее ползуны замерят на первой станции осмотрщики вагонов и вынесут свой вердикт. А если ползуны в параметры ну никак не уложились, образовались, так называемые «лапти», почти с ладонь? Вот тогда будет действительно «весело»! Машинист согласует с поездным диспетчером порядок вывода поезда с перегона до ближайшей станции и с маленькой скоростью поведет поезд под, отнюдь не романтичный грохот колес! А задержка поезда уже огромная! Поезд немедленно осматривают осмотрщики вагонов и вердикт – замена колесных пар! И будет поезд стоять на станции очень долго, вагоны вместе с пассажирами маневровые локомотивы будут ставить на домкраты, где и будет происходить замена колесных пар, потом поезд соберут снова и в путь, только с задержкой часа на три или четыре а то и больше! Круто, правда! Войдет ли он в график до конца своего пути неизвестно!
Я уже молчу про дальнейшие разбирательства со всеми причастными, это уже другая история, но очень тяжелая для работников, от локомотивной бригады и до проводника! Еще немного, после проследования такого поезда по данному перегону, согласно инструкциям, перегон закрывается для движения поездов и по нему проходит самоходный дефектоскоп. Почему? Ползуны, особенно в зимнее время, легко могут разрушить целостность рельса, сломать его и поезд, который пойдет следом, может с такого рельсового пути запросто сойти! А это уже крушение! Не найдет дефектоскоп нарушений – отлично, а если найдет и надо будет срочно работникам пути менять на перегоне остродефектные рельсы! Перегон закрыт, поезда по нему не идут, а их много, очень много, происходит так называемое «зашитье» на дороге, все службы работают в экстреном режиме!
А если еще у локомотивных бригад грузовых, да и пассажирских поездов на перегонах и промежуточных станциях закончится рабочее время и их надо будет менять! Представили себе! Вот чем может обернуться невинный такой, «прикол»! Ну а «приколисту», если его обнаружат, что очень вероятно, я не позавидую, особенно его бюджету! Все эти издержки заплатит он из своего кармана! Я уже не говорю о здоровье людей, если с кем-нибудь, что-нибудь случится! А можно и на уголовную статью раскрутиться! Так что, дорогие мои, проходя мимо стоп-крана поглядите на него серьезно и с благодарностью, ведь он в случае чего нехорошего, реально может спасти вашу жизнь и здоровье! А шутить можно и нужно в других, более приспособленных для шуток местах!