История Московского метро
Московский метрополитен неоднократно признавался лучшим в мире. У москвичей и гостей столицы уже сложилось впечатление, что метро в Москве было всегда, что, конечно же, не так.
Появилась московская подземка в 1935 году, однако первые проекты метрополитена в Белокаменной появились ещё в прошлом веке, за 60 лет до этого, ещё при Царе-Освободителе Александре II, но закончились они тогда ничем. Метро должно было идти от Курского вокзала в Марьину рощу через Лубянку и Трубную площадь. Об этом писал легендарный «Дядя Гиляй» — Владимир Гиляровский:
А какой-то поп говорил в проповеди:
— Москва и москвичи
— За грехи нас ведут в преисподнюю земли. «Грешники» поверили и испугались. Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.
Некоторые церковники действительно выступали против строительства метро, к примеру, тогдашний «негласный патриарх» церкви митрополит Исидор. Мол, откроется дверь в Адъ и Израиль. Где сами знаете кто. Кстати, в небезызвестных «Протоколах сионских мудрецов» метро называется одним из методов завоевания оными мудрецами всего человечества.
Хотя возможно, что наиболее вероятной причиной для отказа было тогдашнее состояние дел в Российской Империи, которая проводила то реформы, то контрреформы. Истинное развитие началось при Александре III, а продолжилось при Николае II. Сначала проекту инженеров Балинского и Кнорре 1901 года с вокзалом на Красной площади отказала в финансировании городская дума. В дальнейшем голоса «за метро» только усиливались, и фактически Московская окружная железная дорога, построенная в 1908 году, и была результатом воплощения в жизнь проекта окружной назеиной линии метрополитена. Затем планам строительства метро помешала Первая мировая война. Позже она переросла, по заветам одного венерического вождя, в гражданскую, потом в НЭП, при котором фирма «Сименс» предложила построить 80-километровый метрополитен с 86 станциями. Большевики отказали, заодно похоронив двухлетний труд немецких инженеров. Ну и дело дошло до того, что в 1931 году, аккурат в канун православного Рождества, Москва встала в одной большой пробке.
Смешались в кучу кони, люди, уже тогда многочисленные автомобили, и всё это стояло. Сегодняшние трафики на Кутузовском – это жалкая реминисценция того ужаса, что творился 6 января 1931-го. И многочисленные трамваи не могли помочь, немногие двигающиеся единицы подвижного состава люди брали штурмом. От этого произошло выражение «трамвайный хам» — самые настойчивые в стремлении хотя бы зацепиться за подножку орудовали всеми способами и конечностями. Включая язык, при помощи которого «климы чугункины» щедро одаривали пассажиров, вне различий пола и возраста, разноэтажнымп словесными пирамидками. Начался поиск виновных, и как всегда при «великом отце народов», не обошлось без «посадок». Сажали и до этого, но коллапс предотвратить не получилось.
Однако уже в 1935 году в Москве появился метрополитен. Строить его начали медленно, но закончили первую очередь достаточно быстро. Сначала, как и при царе, захотели соорудить систему, интегрированную с городским железнодорожным транспортом. Потом плюнули и решили строить нормальное метро. Поначалу хотели строить метрополитен мелкого заложения, и уже начали рыть канавы. Дело продвигалось медленно. Стало ясно, что киркой, лопатой и угрозой отправить рубить уголь в Воркуту метрополитен не построишь, и к пистолету необходимо ещё и доброе слово, а именно западные технологии. Поэтому канавы засыпали, а метрополитен надумали строить глубокого заложения.
В 1934 в Москве заработал проходческий щит из Великобритании. Как и следовало ожидать, сначала он лежал год без дела. Не верили донбасские шахтёры, строившие метрополитен, что может эта машина копать тоннели. А когда убедились, то по его подобию соорудили свой. А два щита – это сила. Таким же способом копипастинга смогли скопировать и эскалаторы.
Разумеется, строили метрополитен не только шахтёры и комсомольцы-добровольцы. Немало заключённых ГУЛАГа прорывало в московских плывунах путь в «светлое будущее», часто — навечно там оставаясь.
Первые поезда по московской подземке, как уже и сказано, пошли в 1935 году, а именно 15 мая. Поначалу москвичи, большая часть которых была горожанами в первом поколении, просто ездили в метро как в музей. Этому способствовал и дизайн станций. А помог украшению московского метрополитена… советский вечный дефицит. Поначалу станции хотели облицевать кафелем, это удобно и практично. Но в условиях социалистической экономики совершенно обычны кейсы, когда кафель в дефиците, а вот мрамора и гранита – хоть отбавляй. Так и произошло, и метрополитен Москвы получил тот облик, каким мы его знаем.
Кстати говоря, первая очередь московского метро была не вполне однолинейная. На отрезке «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» было ответвление в сторону станции «Смоленская» ныне Филёвской линии. Это не первое заблуждение, касающееся московского метрополитена.
К примеру, есть стойкое убеждение, и не только у гостей столицы, но и у москвичей, что метрополитен не строился в 90-е. В реальности даже при отсутствии бюджетного финансирования в 1990-е годы была построена, например, Люблинско-Дмитровская линия.