Тепловоз 2ТЭ40: первый локомотив в СССР с V-образным дизелем
Самые первые тепловозы ТЭ3, ТЭ7, ТЭ10, и даже ТЭП10 и ТЭП60 работали на двухтактных дизельных двигателях. Это большой недостаток, ведь такие двигатели плохо адаптируются к динамичным условиям работы — это в основном частые разгоны и изменение скоростей. Дизель начинает чрезмерно «кушать» соляру и терять в мощности, но собственно это не случайно. Первые дизельные двигатели 2Д100, 9Д100 и 11Д45 создавались по образу и подобию судовых. Этот пробел в машиностроении пришло время устранять, и в 1962-м году Харьковскому политехническому институту им. Ленина было дано партийное задание создать уже первый локомотивный дизель, а Харьковскому машиностроительному заводу построить на его базе новый тепловоз.
В итоге был спроектирован шестнадцатицилиндровый четырехтактный дизель с турбонаддувом, который получил серию 16VД70. Установка имела мощность 3000 лошадиных сил при 1000 об/мин коленчатого вала. Ну а уже под данный агрегат был построен и тепловоз.
В 1964-м году Харьковский завод выпустил двухсекционный тепловоз, который был в общем-то аналогом 2ТЭ10, само собой за исключением силовой установки и генератора. Модель получила серийное обозначение 2ТЭ40 и название «Украина 2». Если ходовая часть и вспомагательные агрегаты были полной копией с тепловоза 2ТЭ10, то генератор был намного меньше своих предшественников. Локомотив имел вес 126 тонн на одну секцию (252 тонны весь локомотив). Максимальная скорость, которую развивал тепловоз, составляла 100 км/час. Мощность на секцию — 2350 л.с., а в топливном баке каждой секции могло поместиться 6500 кг солярки.
До 1967-го года заводом было выпущено еще 4-ре локомотива, которые отправились на Южную железную дорогу СССР нести свою железнодорожную службу. Поскольку Луганским заводом был разработан и готовился к серийному выпуску тепловоз 2ТЭ116, с четырехтактным дизелем, дальнейшая жизнь серии 2ТЭ40 потеряла конструкторский интерес, и прослужили эти тепловозы совсем уж недолго, а в 1979-м году были списаны.