Как поменять водительское удостоверение
Заменить просроченные права нетрудно, если не упустить все нюансы.
Десять лет — на первый взгляд, срок необозримо долгий. Получая на руки свои первые водительские права, новоиспечённый автомобилист даже и не думает о том дне, когда уже истрёпанный временем документ придётся вернуть в автоинспекцию в обмен на новый. Но необходимость заменять права может наступить и гораздо раньше — например, при смене фамилии. В каких случаях понадобится переоформлять документы, какие трудности могут при этом возникнуть и как их избежать — рассказывается ниже.
Поводом для замены водительского удостоверения может стать целый ряд причин, большая часть которых связана с утратой документом силы. Произойти это может не только при истечении срока действия прав, но и при изменении отражённых в нём обстоятельств — например, по причине смены фамилии, либо если в состоянии здоровья водителя произошли изменения, влияющие на его способность управлять автомобилем. Ещё одна причина — повреждение действующего документа, приведшее его в негодность. Проще говоря, если права оказались в стиральной машине, порвались или пострадали от зубов любимого пёсика — придётся обращаться за новым удостоверением.
Аналогичным образом восстанавливать права придётся тем, чей документ был утерян или похищен — к примеру, если злоумышленники украли из салона сумку, внутри которой лежало удостоверение водителя. При этом речь не идёт о ситуации, когда документ был изъят полномочными сотрудниками.
Интересно, что сам факт хранения недействительного удостоверения или его отсутствие на руках не является правонарушением. И после истечения срока действия документа можно сколь угодно долго не думать о замене прав, годами передвигаясь на транспорте в качестве пассажира. Но стоит лишь сесть за руль без действующих прав, независимо от прошлого водительского стажа, и такое действие уже будет квалифицироваться как серьёзное нарушение, за которое полагается штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
В некоторых случаях имеет смысл заменить права на новые, даже если нынешние находятся в полном порядке и по-прежнему действительны. Такую возможность допускает актуальное законодательство, тогда как раньше для досрочной замены прав необходимо было «симулировать» утрату действующих. Причины для этого могут быть различными: например, возможна ситуация, когда срок действия прав истекает через год, а водитель желает оформить международное водительское удостоверение. Поскольку срок действия международных прав составляет 3 года, но не дольше срока действия основного водительского удостоверения, замена основного документа позволит продлить и «срок годности» международных прав на 2 года.
В каждой из описанных ситуаций для обретения нового экземпляра удостоверения придётся собрать пакет документов, после чего направиться в ГИБДД или в многофункциональный центр (МФЦ). Последняя возможность появилась сравнительно недавно, однако, полезной она будет лишь в некоторых случаях — например, если до ближайшего отделения автоинспекции далеко ехать, а МФЦ расположен возле дома.
Процедуры замены прав через ГИБДД и МФЦ практически идентичны, с тем лишь отличием, что обработка документов в многофункциональном центре может затянуться на несколько дней — ведь, в конечном итоге, они всё равно должны пройти через автоинспекцию. Если же не угодить в самый «час пик» с гигантскими очередями, то в ГИБДД вся процедура может отнять не более получаса-часа времени. Кроме того, в настоящее время для обращения за заменой водительских прав подходит любое удобное отделение ГИБДД, даже расположенное в другом субъекте РФ, а не только ближайшее к месту жительства.
В целом, процедура восстановления удостоверения на порядок проще, чем получение их в первый раз. Никаких мучений с экзаменационными билетами или выполнением упражнений на площадке — факт предшествующей выдачи прав будет достаточным основанием считать, что гражданин достоин высокого звания водителя.
Но не всё так просто: если основанием для замены прав является истечение срока действия или изменение состояния здоровья, то перед подачей документов понадобится вновь пройти медицинское освидетельствование. Во всех остальных случаях данный шаг можно пропустить, однако, есть одна тонкость: при отсутствии среди документов медицинской справки срок действия нового удостоверения будет таким же, как и у заменяемого.
Таким образом, если утраченные права должны были «закончиться» через год, то, не предоставив медицинскую справку, водитель сможет пользоваться выданным на замену удостоверением всего год — а затем будет вынужден вновь собирать документы, оплачивать пошлину, проходить медкомиссию. Поэтому в целях экономии времени и средств рекомендуется, готовя пакет документов на замену прав, всё-таки «проинвестировать» средства в актуальную медсправку. А советы по выбору медицинского учреждения и порядок прохождения освидетельствования — тема для отдельного текста.
За вычетом медицинской справки, для замены удостоверения понадобятся следующие документы:
- Заявление в ГИБДД;
- Паспорт или иное удостоверение личности;
- Прежний экземпляр водительских прав (если они не были утеряны);
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Для всех документов, кроме заявления, пригодятся чёрно-белые ксерокопии. В случае паспорта, к примеру, нужны развороты с фотографией и со штампом регистрации. Бланк заявления и примеры его заполнения можно отыскать на просторах Интернета, например, на официальном сайте ГИБДД по ссылке. Если распечатать документ не удаётся, не беда — взять бланк и заполнить его можно уже в инспекции. Иногда советуют взять с собой фотографии на документы, хотя они могут и не пригодиться.
Пошлина оплачивается любым удобным способом — например, в отделении Сбербанка, через терминал (в меню платежей есть специальный подраздел с различными видами госпошлин), либо через интернет-банк. В последнем случае нужно не забыть распечатать квитанцию на принтере. Вообще-то, наличие бумажной квитанции в пакете документов является избыточным, так как сведения об оплате в автоинспекции получают из электронной базы данных. Однако на случай различных сбоев лучше подстраховаться и иметь при себе бумажный документ, свидетельствующий об уплате пошлины.
Сумма пошлины в настоящее время составляет 2 000 рублей, но существует возможность сэкономить 30% от этой суммы. Для этого необходимо подать заявление на портале государственных услуг и оплатить его безналичным способом, то есть банковской картой, с электронного кошелька или со счёта мобильного телефона. При заполнении заявления можно указать данные медицинской справки, поэтому поход на медосмотр желательно провести до этого. Выполнив все условия, в заранее назначенное время нужно будет явиться в ГИБДД и получить новое водительское удостоверение.