Как борются с качкой круизные лайнеры и яхты — гироскопический стабилизатор

Корабль слева с гироскопическим стабилизатором качки – Корабль слева с гироскопическим стабилизатором качки – Движение24
Корабль слева с гироскопическим стабилизатором качки

В чем проблема популяризации морских круизов? — как ни странно в морской болезни. Самый популярный вопрос среди желающих купить морской круиз это как пережить качку, что такое морская болезнь и насколько ее симптомы неприятны. Вы знаете, симптомы морской болезни крайне неприятны, и могут в буквальном смысле отравить впечатление от любого путешествия. Но если в былые времена людям приходилось с этим мириться, так как авиатранспорта просто не было и морской путь был единственной трансатлантической связью, то сейчас нет так какового морского транспорта, в его классическом смысле. Огромные корабли строятся исключительно как плавучие отели, а подобный отдых стал называться круизом. Если нет цели перемещения, но есть цель отдыха, кораблестроителям пришлось проделать большой путь в попытке устранить качку. И в настоящее время качка побеждена с помощью такого устройства, как гироскоп.

Гироскоп — это быстровращающееся тело, которое способно сохранять изначальное положение вне зависимости от внешних условий (если построен соответствующий механический аппарат). Можно конечно на такое тело попытаться повлиять, то есть применить некий обратный процесс, вывести гироскоп из первоначального стабильного положения. Но для того, чтобы нам это сделать, придется приложить немало усилий, гироскоп будет сопротивляться любой попытке изменить его положение.

Гироскопический стабилизатор качки на судне – Гироскопический стабилизатор качки на судне – Движение24
Гироскопический стабилизатор качки на судне

Фактически это стабилизатор мечты, как гвоздь, забитый в воздух, за который можно держаться. Тяжелое круглое тело, спрятанное в вакуумный металлический кожух, вакуум нужен для минимизации сопротивления вращению, раскручивается до десятков тысяч оборотов в минуту, таким образом внутри корабля создается ряд устойчивых гироскопов. К каждом кожуху подключены гидроцилиндры, которые управляются компьютером.

В момент возникновения крена компьютер подает команду и нужный гидроцилиндр пытается сдвинуть гироскоп в противоположном направлении. Однако из-за сопротивления гироскопа получается, что момент сил, который создается волной, гасится гироскопом, а корабль остается неподвижным относительно оси качания. Поскольку гидроцилиндры установлены с учетом трехмерности степеней свободы, кренящий момент может быть скомпенсирован в любом направлении, и таким образом качка исключается полностью.

Мощность гироскопов подбирается исходя из размеров и массы судов. В настоящее время технологии позволяют крайне эффективно бороться с любыми кренящими моментами, остается только один вид качки, против которого мы бессильны — это качка по высоте волны. Иногда перепад высот может достигать десятков метров.