Особый путь России: наша колея шире!
Доводилось когда-нибудь путешествовать на поезде из Москвы в Вену? Или из Беларуси в Варшаву? Или из Петербурга в Таллин? Ведь наверняка! И наверняка пассажиры удивлялись — почему поезд стоит на границе полтора-два часа?
Ответ прост: не потому, что осматривают поезд в поисках запрещенных грузов, и не потому, что высаживают безбилетников, а потому, что поезд переобувается!
Как это так, и зачем это нужно? Чтобы понять это, придется заглянуть в самое начало истории железных дорог во второй половине XIX в.
В разных странах приняты разные размеры железнодорожной колеи, вот почему ее ширина различается. Строительством железных дорог в свое время занимались различные компании, не было единого стандарта размера колеи, да и паровозы все были разные. Изобретатели изощрялись кто во что горазд.
В европейских городах с узкими улочками, в гористой местности или с целью экономии пространства прокладывались узкоколейки. Там же, где позволяло место и ресурсы, железнодорожные колеи делались широкими.
По мере развития железных дорог выяснилось, что очень неудобно соединять колеи разного размера.
Приходилось перегружать грузы из одних составов в другие, и пересаживать пассажиров, что вызывало массу неудобств и расходов.
Великие инженерные умы быстро догадались, что проще ввести единый стандарт железнодорожной колеи, чем придумывать способы перегрузки товаров.
Новый стандарт придумали просто — взяли за основу ширину колеи самой разветвленной на тот момент железной дороги. Измерили колею, и получили величину в 4 англ. фута 8,5 дюймов, что в переводе в метрическую систему дает 1435 мм. Эта величина и была принята в качестве стандарта железнодорожной колеи в Европе.
При постройке первой железной дороги по маршруту Ливерпуль — Манчестер знаменитый инженер и пионер железнодорожного строительства Джордж Стефенсон использовал именно такую величину колеи.
Злые языки поговаривали, что Стефенсону не пришло в голову ничего лучше, чем использовать колеса от конных экипажей для постройки первых вагонов, а у них был именно такой размер.
Такая колея используется и по сей день в большинстве стран Европы. Исключение составляют наши прибалтийские соседи, страны бывшего СССР, Ирландия, Испания и Португалия. В США, разумеется, стандарты совсем другие, так же как в Китае и в Австралии.
А как было в России-матушке? Достоверно неизвестно, почему именно размер 1524 мм был выбран в качестве стандарта для железнодорожной колеи в России.
Зато российские железные дороги благодаря своей протяженности и особому размеру получили гордое название — Русская колея.
Первые пути, соединившие столицу России и Москву были проложены уже с учетом стандартной русской колеи. А вот первая в России железная дорога из столицы в Царское Село была нестандартной. Размер ее колеи достигал 1829 мм.
Поговаривают, что колея Николаевской дороги (то есть железной дороги из Петербурга в Москву) была предложена американскими инженерами, помогавшими строить дорогу. Другое мнение гласит, что русские разработчики решили, что более широкая колея будет способствовать устойчивости и быстроходности поезда по сравнению с той, что использовал Стефенсон.
В 70-х гг. XX в. Министерство транспорта СССР приняло решение об уменьшении железнодорожной колеи до 1520 мм. Цель этого нововведения заключалась в увеличении скорости хода грузовых поездов. Такое уменьшение не требовало замены колес или модернизации вагонов, поэтому расходы оказались сравнительно невелики.
Как же заставить поезд ехать по колее другого размера? А вот так — переобуть его, то есть поставить на другие колеса. Железнодорожники научились менять колеса поездам со скоростью техников Формулы-1, ведь состав из 12 или больше вагонов требуется переставить на другие колеса за час-полтора, а иногда и быстрее!
На некоторых участках железных дорог существует техническая возможность сужения или расширения колеи, но это дорогостоящая конструкция.
Исключения существуют. Приведем в качестве примера высокоскоростной поезд «Аллегро», курсирующий между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Величина его колесных пар составляет 1522 мм, поэтому поезд без труда курсирует по российской железной дороге с колеей 1520 мм, и по финской, у которой колея — 1524 мм.
В настоящее время Россия совместно в европейскими странами активно ищет решение по интеграции железных дорог. Выработать единые стандарты сложно, ведь никто не хочет переделывать свой подвижной состав или перекладывать рельсы.
Одним из решений могут стать модернизированные составы, в которых предусмотрено автоматической изменение размер колесных пар. Такие вагоны выпускает, например, испанская компания «Тальго», которая активно сотрудничает с нашей РЖД.