Дальневосточная железная дорога: вековая история
Российские железные дороги – 85,5 тыс. км. рельсов, связывающих между собой самые дальние уголки РФ. Саха, Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский край, Сахалинская и Амурская область – по этой территории проходит Дальневосточная железная дорога, история которой насчитывает уже более 100 лет.
Начиналось все с Уссурийской ЖД
Владивосток. Май 1891 года. Закладка первого рельса железной дороги и камня в фундамент Владивостокского вокзала. Мероприятие посетил лично цесаревич Николай Алексеевич по пути из Японии в Петербург.
С этого начинается история Дальневосточной железной дороги, неотъемлемой части строительства Великого Сибирского рельсового пути. Название участок Владивосток-Хабаровск получил по реке Уссури, вдоль которой прокладывали железнодорожное полотно.
Строили на протяжении 6,5 лет в сопровождении определенных сложностей:
- природно-климатические условия. Трасса проходила по местности, изрезанную многочисленными реками и малыми водостоками;
- нехватка рабочей силы. Уссурийский край лишь в 1860 году присоединился к Российской Империи, а потому был малонаселен;
- ручной труд и примитивный инструмент. Использовались лопаты и кирки, материалы непосредственно к месту строительства подвозились на конных повозках и тачках.
Несмотря на это, темп сооружения был высоким: 118 км колеи в год. И уже 14 сентября 1897 года в Хабаровске встречали первый поезд. Два месяца спустя была полностью введена в эксплуатацию и включала 39 станций и разъездов. Теперь из Хабаровска во Владивосток можно было добраться за 48 часов.
Расширение
Уссурийская железная дорога как самостоятельная транспортная компания просуществовала всего десятилетие. Коррективы внесло поражение в Русско-Японской войне, по итогам которой Россия потеряла южную ветку КВЖД. Владивосток стал единственным портом, имеющим выход к тихоокеанскому побережью. 01 августа 1906 года между Министерством путей сообщения и обществом КВЖД начинает действовать договор аренды, предметом которой стала Уссурийская железная дорога.
Еще спустя 2 года начинается строительство Амурской части Траннсиба. Железная дорога на этом участке была запланировано протяженностью 1996 км, от Хабаровска до станции Куэнга в Забайкалье. Финальную точку поставили в день торжественного открытия Амурского моста – 05.10.1916.
20-30-е годы XX столетия – время расширения границ и пропускной способности. Западное направление увеличивалось за счет присоединения участков Амурской ЖД. Строились ветки хозяйственного назначения и подъездные линии к порту Находка, сельскохозяйственному району у озера Ханка, Сучанскому угольному месторождению.
Новая точка отсчета
В марте 1920 года Уссурийскую железную дорогу национализировали, а в 1936 разделили.Так образовалась Дальневосточная, которая включила в себя железнодорожное полотно протяженностью 1 681 км (участки Транссиба –Восточно-Амурский и Уссурийский) и инфраструктуру от Владивостока до Архары.
За пятилетки перед войной пропускная способность значительно увеличилась, так что к началу ВОВ материально-снабженческая база Дальневосточной железной дороги была в отличном состоянии.
Военное время скорректировало деятельность ДВЖД, но строительство продолжалось. Особо важным стало сооружение линии Комсомольск – Советская Гавань как второго выхода к Тихому океану. В конце военного времени это помогло осуществлять переброску войск и воинских грузов в большом объеме.
У истоков БАМа
ДВЖД продолжила расширяться путем:
- возведения новых линий (Тайшет-Лена (Усть-Кут), период возведения 1950-1959);
- включения действующих ЖД – Приморской в 1953 г, Южно-Сахалинской спустя десятилетие.
В 50-х годах XX столетия начинается строительство Байкало-Амурской магистрали, и участие в этом процессе ДВЖД значительно. Можно с уверенностью говорить о том, что она стоит у истоков сооружения БАМа.
После возобновления в 1974 году строительства, запущены линия от Ургала до Комсомольска-на-Амуре, а затем участок до Тынды и «золотое звено» Тайшет-Ванино.
И когда Байкало-Амурскую железную дорогу реорганизовали (случилось это в 1997 году), частично она вошла в состав ДВЖД.
А что сейчас?
В период 90-х годов прошлого столетия и в первое десятилетие нового прошли под знаком реконструкции тоннелей, чей срок эксплуатации приближался к вековой. С началом работы последней линии Губерово – Свиягин в 2002 году завершилась электрификации.
Вышла (1992) и вернулась под юрисдикцию (2010) Сахалинская железная дорога.
Введена в эксплуатацию вторая очередь Амурского моста.
Дальневосточная железная дорога сейчас – крупнейшая транспортная компания Дальневосточного федерального округа, вносящая весомый вклад в его жизнедеятельность.
Спасибо автору за интересные факты.С удовольствием прочитал статью.
Ехали на БАМ добровольцами, не за деньгами, а за запахом тайги.
Даже представить сложно,при каких адских условиях шли работы для нашего благополучия.Даже сегодня это нелёгкий труд.
Сколько же труда и человеческих судеб вложено в строительство этих дорог!? Но это суровая реальность и необходимость, в связи с географией нашей необъятной Родины.
Очень много нового я узнала про эту дорогу.Сама дальше Благовещенска не была,но и то, что видела в пути,очень впечатлило.
Очень интересный и полезный исторический материал) спасибо за информацию и ликбез!
Очень интересно, отдельная благодарность за предоставленные архивные фото. В юности путешествовала из Уссурийска в Омск (около 6 суток), незабываемое приключение)
Спасибо большое Вам за рассказ о самой старой и длинной железной дорогой Дальнего востока, я с удовольствием прочитал и узнал много нового
На данный момент времени строительство железных дорог это не такой уж и трудоемкий процесс, почти всю работу выполняют машины. Я в курсе как строилась Дальневосточная железная дорога и хочу сказать что люди которые это сделали действительно заслуживают признания и похвалы.
Даже представить себе не могу каким адским трудом тысяч простых работяг достигалась постройка столь длинных железных дорог, да ещё и в столь отдалённых местностях..