Как выглядит «мойка» для пассажирских поездов?
Каждому автолюбителю известно какой внешний вид приобретает кузов машины, когда при её эксплуатации автомойка не посещается хотя бы две недели. И абсолютно не важно, какой цвет изначально имело лакокрасочное покрытие кузова, в итоге всё равно цвет авто станет — «грязным». Когда мы приходим на железнодорожный вокзал или платформу пригородного сообщения, мы меньше всего рассчитываем увидеть вагоны поездов и электричек в оттенках такого «грязного» цвета. А ведь пробег у них может составлять больше тысячи километров в сутки. Как же тогда им удается оставаться чистыми и красивыми?- Сейчас расскажу.
Ещё пятнадцать лет назад помыть пассажирский вагон или вагон электропоезда можно было только вручную. И вот специальный персонал тем и занимался, что в течение всей рабочей смены отмывал длинными швабрами от железнодорожной грязи подвижной состав.
А грязь эта не такая простая, как например автомобильная. На вагоны осаживается мелкодисперсная металлическая пыль с тормозных колодок и некоторое количество окалины, образующейся в результате трения токоприёмника о контактную сеть. Эта металлическая составляющая загрязнений очень трудно поддается сведению, ведь она обладает магнитными свойствами и с большой неохотой расстается с корпусом вагонов. Следующая фракция в загрязнениях поездов — это пыль от щебёнки, которая образуется в результате сильных вибраций железнодорожного полотна от движения тяжелых подвижных составов. Ну и ещё масла, мазут, пропитка от шпал, пыль со встречных поездов, песчаная и иная, присущая также автомобильным загрязнениям, пыль.
Для очистки подобных загрязнений сейчас разработаны эффективные чистящие средства и пенящиеся составы. Швабры и тряпки во многом остались в прошлом, и применяются только для чистки самых труднодоступных участков вагонов.
Прогресс в плане чистоты не обошёл железную дорогу стороной и были изобретены различные автоматические моющие комплексы. В этих комплексах определённое расположение чистящих валиков и полное отсутствие движущихся или неподвижных частей на уровне размещения электрооборудования вагонов. Это позволяет в автоматическом режиме мыть вагоны электропоездов, без риска повредить их электрооборудование, в том числе и на крышах.
Сам процесс мытья выглядит так.
Маневровым тепловозом подвижной состав из пассажирских вагонов или электропоезд медленно прокатывается через моечный комплекс. Несколько чистящих валиков, расположенных поочерёдно, мощные струи горячей воды и специальных составов воздействуют на загрязнения. Далее мощным водяным душем смываются все химикаты и растворенная грязь. Таким образом на выходе из комплекса мы получаем чистый состав. Высыхает такой состав естественным образом, от обдува воздухом на скорости.
К сожалению своим ходом электропоезд пока не имеет возможности заезжать в такой комплекс, так как вопрос электробезопасности не решён.