Эвакуатор для поезда — убираем состав с перегона
На железной дороге могут возникнуть ситуации, когда элементы подвижного состава не смогут больше передвигаться на своих колесных парах. Подобная остановка грузового поезда способна надолго парализовать железнодорожное движение. Пока маршруты будут перестроены и поезда по очереди пустят по «неправильному» (противоположному) пути, пройдет уже не один час времени. В итоге пассажирские поезда будут задержаны, а РЖД получит как минимум недовольные отзывы. Так что же делать, если один из вагонов дальше ехать просто не может? — Рассказываю.
На самом деле таких ситуаций, при которых даже с самой малой скоростью нельзя транспортировать подвижной состав, совсем немного, но все они потенциально чрезвычайно опасны. Что же может произойти? — Может развалиться роликовый подшипник, расположенный в буксах (местах присоединения) колесных пар. В результате такого разрушения есть вероятность того, что колёсную пару может просто заклинить. Очень хорошо, если машинист сумеет вовремя заметить подобную поломку. Также колёсная пара может перестать вращаться из-за заклинивания тормозных цилиндров и тяг, которые просто не отжимают тормозные колодки. Еще временное заклинивание может произойти при резком торможении, временном ухудшении сцепляющих свойств рельса, и других ситуаций.
Но вот когда колеса заклинило из-за подшипника — понятно что ситуация на месте не решаемая, а остальные заклинивания спокойно можно самостоятельно на перегоне устранить, так в чём же дело?
Временное заклинивание колёсной пары на ходу обладает не менее тяжкими последствиями — на колесе возникают так называемые «ползуны». Это плоскости, образовавшиеся на внешнем круге колеса, из-за длительного трения о рельс.
Безопасным считается ползун, глубиной не более 1 миллиметра! Если глубина больше, то вагон с таким колесом можно транспортировать только с малой скоростью, а если же глубина ползуна более 6 миллиметров, то дальнейшее движение запрещено. Ползуны очень опасны, на скорости они «разбивают» рельсовое полотно, а еще ползуны возникают на разных колёсах одной колесной пары неодинаково, и при движении возникает разность в скоростях колеса с ползуном и колеса без ползуна — что создаёт очень сильный вращающий момент, способный «сорвать» всю тележку с колеи.
Ползуны могут возникать не только на колесах вагонов, но и на локомотиве. Может так случиться, что именно локомотив потеряет возможность передвигаться.
Теперь собственно ответ на главный вопрос, а что делать?
Для устранения ползунов на месте существуют специальные мобильные комплексы для обточки колесных пар (на фото ниже). Во многих случаях таким устройством можно устранить проблему ползунов на колесах вагонов. На локомотиве такая система не применима. Ну и основной проблемой остаётся доставка этого прибора на место поломки.
В тяжелых случаях, а также в случае заклинивания колесной пары из-за разрушения подшипника, используются специальные тележки для транспортирования колесных пар, не снимая с вагона. Таких тележек есть несколько видов, под разные типы вагонов. Ремонтная бригада, приехавшая на место, на гидравлических домкратах приподнимает каждое колесо колёсной пары, под которое подкладывается транспортная тележка.
А вот на локомотиве, если конечно способ подвешивания колесно-моторного блока позволяет, проводится так называемое вывешиваниетребуемой колесной пары. Под колесо подкладывается клин, на который очень медленно осуществляется наезд. После наезда блокируется опускание колесной пары на рельсы. Как на фото ниже. После такая же операция проделывается с другой стороны. И можно ехать до ближайшей станции.
Да, это не троллейбус вставший на линии из-за поломки, тут всё гораздо сложнее и специфичнее конечно. А после этой обточки вагон можно продолжать эксплуатировать в штатном режиме или же это всё таки временное решение?