Как не оказаться за бортом самолета: что такое овербукинг?
Гостиница забронирована, авиабилеты выкуплены, вещи упакованы, такси подъезжает к аэропорту — долгожданное путешествие вот-вот начнется! Семья, дети, чемоданы, вы в суете подходите к регистрационной стойке, достаете билеты, и неожиданно слышите: «Приносим извинения, но ваши билеты попали под перебронирование, наша авиакомпания может предложить вам вылет следующим рейсом, который планируется через 18 часов!». Растерянность, паника, непонимание своих прав и обязанностей — как поступить в подобных случаях и на что можно рассчитывать?
Причины и возникновения овербукинга
Овербукинг, перебронирование — это штатная ситуация, когда пассажиров с билетами оказывается больше, чем предусмотрено мест в салоне самолета. Для авиалинии — это обычная финансовая практика, для пассажиров — утомительные часы ожидания в неуютном терминале, дополнительная трата времени, в лучшем случае полет через несколько часов, в худшем — рейс с пересадками или предложение рассадить всех членов семьи по разным рейсам. Какие бывают виды овербукинга:
- Технический сбой. Перебронирование в этом случае происходит, если произошла замена авиалайнера для вылета. Если накануне было реализовано 200 посадочных мест, а по технической причине новый лайнер имеет 150 посадочных мест, то 50 человек столкнутся с проблемами.
- Плановая, штатная ситуация. Перебронирование происходит сознательно, реализуется больше билетов, чем есть свободных мест в салоне, чтобы исключить недогруз и убытки.
Впервые такая уловка была придумана в середине прошлого столетия. Многие компании умышленно реализует количество билетов, превышающие количество свободных мест. Перевозчики объясняют вынужденную меру статистикой: обычно до 10% пассажиров могут не явиться на рейс по разным причинам, при этом фирма несет убытки. Администрация стремится заполнить вероятные пустующие места и на некоторые позиции продает билеты дважды, пытаясь возместить потери.
Как избежать форс-мажора?
Полностью избежать вероятности овербукинга невозможно, однако минимизировать вероятность его возникновения стоит. Действия пассажира, который намерен вылететь своим рейсом и на своем месте:
- покупка билета на рейс не ранее чем за сутки до вылета;
- приходите на регистрацию одни из первых за несколько часов до вылета;
- бронируйте места заранее через онлайн-кассу, тем самым вы снизите вероятность отказа;
- покупайте билеты в менее загруженном направлении, старайтесь выбирать будние дни и не праздничные;
- утренние рейсы самые востребованные, старайтесь покупать билеты в другое время суток.
При желании можно исключить возможность остаться без места, если прислушаться к советам опытных путешественников.
Есть ли справедливость?
Что бы не произошло с вашим запланированным полетом, вы вправе требовать компенсацию. Даже если компания предлагает какие-то компенсирующие бонусы, потеря времени — это существенное неудобство, которое возникло по вине авиакомпании. Что может быть предложено пассажиру, который вынужден отказаться от вылета:
- если был билет на регулярный рейс, администрация обязана возместить его стоимость или предложить равнозначный метод вылета;
- в случае овербукинга на регистрационной стойке должна быть поставлена соответствующая пометка в билете;
- вас обязаны доставить к месту назначения, даже если была выплачена денежная компенсация;
- в случае ближайшего рейса на следующий день, пассажиру должен быть предоставлен номер в гостинице, питание и доставка к месту вылета;
- денежная компенсация предусмотрена и за понижение класса.
Американские компании обязаны выплатить компенсацию в двойной сумме стоимости билета, европейцы выплачивают не менее 125 евро, независимо от стоимости билета.
Размер выплат и как их получить?
В России пока нет законодательных рычагов воздействия на авиакомпании, но, если перевозчик отказывается компенсировать, решить вопрос следует в судебном порядке. Сумма выплат за доставленные неудобства зависит от цены билета, направления движения и правил конкретного перевозчика. Российские авиакомпании дорожат своей репутацией, поэтому идут на досудебное решение претензий: выдают билеты в премиум-класс следующего рейса, предлагают бесплатную доставку багажа, кормят и бронируют места с удобной посадкой. На какие компенсации можно рассчитывать:
- если пассажир меняет билет на выбранный рейс самостоятельно, он может рассчитывать на компенсацию, размер которой устанавливается в зависимости от правил конкретной авиалинии;
- при сдаче билета с последующим отказом от перелета, компания компенсирует его полную стоимость;
- компенсацию овербукинга предусмотрена и за доставленные неудобства: 250-600 евро в зависимости от дальности рейса 1500-3500 км.
Термина «овербукинг» в отечественном законодательстве не существует, нет и запрета на реализацию билетов, превышающих количество свободных мест. На сегодня компании, практикующие овербукинг в РФ, остаются безнаказанными. Пока не будет официально урегулирована ситуация с перебронированием в законе, решения проблем клиентов «Аэрофлота», выбор метода компенсаций, размер выплат и пересадки будет оставаться на совести авиалиний.