Дальневосточная железная дорога: вековая история
Российские железные дороги – 85,5 тыс. км. рельсов, связывающих между собой самые дальние уголки РФ. Саха, Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский край, Сахалинская и Амурская область – по этой территории проходит Дальневосточная железная дорога, история которой насчитывает уже более 100 лет.
Начиналось все с Уссурийской ЖД
Владивосток. Май 1891 года. Закладка первого рельса железной дороги и камня в фундамент Владивостокского вокзала. Мероприятие посетил лично цесаревич Николай Алексеевич по пути из Японии в Петербург.
С этого начинается история Дальневосточной железной дороги, неотъемлемой части строительства Великого Сибирского рельсового пути. Название участок Владивосток-Хабаровск получил по реке Уссури, вдоль которой прокладывали железнодорожное полотно.
Строили на протяжении 6,5 лет в сопровождении определенных сложностей:
- природно-климатические условия. Трасса проходила по местности, изрезанную многочисленными реками и малыми водостоками;
- нехватка рабочей силы. Уссурийский край лишь в 1860 году присоединился к Российской Империи, а потому был малонаселен;
- ручной труд и примитивный инструмент. Использовались лопаты и кирки, материалы непосредственно к месту строительства подвозились на конных повозках и тачках.
Несмотря на это, темп сооружения был высоким: 118 км колеи в год. И уже 14 сентября 1897 года в Хабаровске встречали первый поезд. Два месяца спустя была полностью введена в эксплуатацию и включала 39 станций и разъездов. Теперь из Хабаровска во Владивосток можно было добраться за 48 часов.
Расширение
Уссурийская железная дорога как самостоятельная транспортная компания просуществовала всего десятилетие. Коррективы внесло поражение в Русско-Японской войне, по итогам которой Россия потеряла южную ветку КВЖД. Владивосток стал единственным портом, имеющим выход к тихоокеанскому побережью. 01 августа 1906 года между Министерством путей сообщения и обществом КВЖД начинает действовать договор аренды, предметом которой стала Уссурийская железная дорога.
Еще спустя 2 года начинается строительство Амурской части Траннсиба. Железная дорога на этом участке была запланировано протяженностью 1996 км, от Хабаровска до станции Куэнга в Забайкалье. Финальную точку поставили в день торжественного открытия Амурского моста – 05.10.1916.
20-30-е годы XX столетия – время расширения границ и пропускной способности. Западное направление увеличивалось за счет присоединения участков Амурской ЖД. Строились ветки хозяйственного назначения и подъездные линии к порту Находка, сельскохозяйственному району у озера Ханка, Сучанскому угольному месторождению.
Новая точка отсчета
В марте 1920 года Уссурийскую железную дорогу национализировали, а в 1936 разделили.Так образовалась Дальневосточная, которая включила в себя железнодорожное полотно протяженностью 1 681 км (участки Транссиба –Восточно-Амурский и Уссурийский) и инфраструктуру от Владивостока до Архары.
За пятилетки перед войной пропускная способность значительно увеличилась, так что к началу ВОВ материально-снабженческая база Дальневосточной железной дороги была в отличном состоянии.
Военное время скорректировало деятельность ДВЖД, но строительство продолжалось. Особо важным стало сооружение линии Комсомольск – Советская Гавань как второго выхода к Тихому океану. В конце военного времени это помогло осуществлять переброску войск и воинских грузов в большом объеме.
У истоков БАМа
ДВЖД продолжила расширяться путем:
- возведения новых линий (Тайшет-Лена (Усть-Кут), период возведения 1950-1959);
- включения действующих ЖД – Приморской в 1953 г, Южно-Сахалинской спустя десятилетие.
В 50-х годах XX столетия начинается строительство Байкало-Амурской магистрали, и участие в этом процессе ДВЖД значительно. Можно с уверенностью говорить о том, что она стоит у истоков сооружения БАМа.
После возобновления в 1974 году строительства, запущены линия от Ургала до Комсомольска-на-Амуре, а затем участок до Тынды и «золотое звено» Тайшет-Ванино.
И когда Байкало-Амурскую железную дорогу реорганизовали (случилось это в 1997 году), частично она вошла в состав ДВЖД.
А что сейчас?
В период 90-х годов прошлого столетия и в первое десятилетие нового прошли под знаком реконструкции тоннелей, чей срок эксплуатации приближался к вековой. С началом работы последней линии Губерово – Свиягин в 2002 году завершилась электрификации.
Вышла (1992) и вернулась под юрисдикцию (2010) Сахалинская железная дорога.
Введена в эксплуатацию вторая очередь Амурского моста.
Дальневосточная железная дорога сейчас – крупнейшая транспортная компания Дальневосточного федерального округа, вносящая весомый вклад в его жизнедеятельность.
Да уж только глядя на карту осознаешь какое это глобальный проект и сколько людей погибло на постройке его,с большим бы удовольствием прокатился на поезде глядя в окно и наблюдая за пролетающими красотами
Интересные факты, пишите побольше, очень познавательная статья, читал с удовольствием и наслаждением. Сколько же прошло времени, чтобы такое построить и нелегкий труд людей.
Даже сложно переоценить значение Дальневосточной железной дороги для России. Именно она с давних пор является основной магистралью связующей центр и регионы страны с восточной оконечностью ее. Было интересно прочесть о непростой истории ее создания.
доброго дня!спасибо автору за информативную статью создания Дальневосточной железной дороги,с удовольствием прочел историю создания дороги.
Очень интересная история Дальневосточной железной дороги!Сейчас трудно представить,как бы развивался Дальний Восток,если бы не было железнодорожного сообщения.Огромная благодарность автору за статью!
А сколько там людей сгинуло, сколько здоровье потеряло, может в том и секрет великих строек? сейчас то и больничные, и выше нормы начальника не платит, ну и ничего хорошего не создаем)
118 км колеи в год без нынешних технологий, можно сказать голыми руками? Эх и не завидуя я тем людям которые сооружали эти железные дороги…
Интересно было почитать об истории строительства Дальневосточной железной дороги. Просто поражаюсь как люди не имея практически никакого инструмента, транспорта в сложнейших климатических условиях смогли это сделать!
Как всегда все по факту. Но почему не расказали про политзаключенных, которые полюбому должны были быть на этой грандиозной стройке?
Дальневосточная железная дорога, история которой насчитывает уже более 100 лет. Интересно было прочитать статью,спасибо автору.