Пожары на локомотивах — правила безопасности
Локомотивы — это очень пожароопасные машины, независимо, электровоз это или тепловоз. На протяжении всей истории локомотивостроения во всем мире этому аспекту уделяется важнейшее внимание. А по — другому нельзя, любой локомотив горит довольно быстро и очень многое зависит от оперативных действий самой локомотивной бригады, ведь если потерять время, при возгорании локомотива, особенно на перегоне, то, как правило, прибывающему по экстренному вызову пожарному поезду, тушить уже практически нечего. Как же организуется работа по предотвращению пожаров на локомотивах?
В принципе на всех железных дорогах мира, как и на дорогах России она ведется практически одинаково, принципы организации мало чем отличаются. На наших дорогах этому уделяется самое серьезное внимание. На всех тепловозах и электровозах во все времена обязательно устанавливалась система пожаротушения, соответствующая своему времени. На тепловозах устанавливается система пенного пожаротушения, которая включает в себя резервуары с соответствующим раствором, шланг с пеногенератором на конце. Система работает от сжатого воздуха, который подается из главных резервуаров тепловоза через питательную магистраль, машинисту остается только открыть один кран и можно тушить пожар пеной.
Обязательно на тепловозе находится определенное количество огнетушителей (количество может быть разным, в зависимости от местных инструкций) – пенных и углекислотных (ОУ), пенные огнетушители используются как вспомогательное средство и обычно применяются при тушении небольших возгораний, углекислотными тушатся возгорания в электрических цепях тепловоза. Все огнетушители и установка пожаротушения обязательно проверяются, на них навешиваются бирки с указанием сроков проверки и если сроки перезарядки и проверки просрочены, то локомотивная бригада такой тепловоз не примет, никому не хочется загореться в пути следования и при этом остаться без средств пожаротушения, ведь при разборе спросят – а как вы, товарищи, принимали противопожарное оборудование, и локомотивная бригада будет за это отвечать. Поэтому с этим никто не шутит!
А предпосылок к возгоранию на тепловозе и электровозе предостаточно! Впоследствии на тепловозах, например, 2М62У и 3М62У стали применять порошковую систему пожаротушения. У моего коллеги в пути следования на перегоне эта система самопроизвольно сработала – жалко обтирщиков, которые потом в депо неделю оттирали порошок в дизельном одной из секций! Но для тушения пожара порошок – отличное средство. На электровозах, практически также, только пенной установки пожаротушения на них конечно нет, на электровозах старых конструкций (ВЛ80С,Т; ВЛ60) находились огнетушители углекислотные (ОУ), как в кабине, так и в машинном отделении, и небольшие ящики с сухим песком в каждой секции.
Локомотивная бригада всю дорогу контролирует работу систем и оборудования локомотива путем прохода помощника машиниста по всему локомотиву в пути следования, ну и возгорание можно почувствовать по запаху, по срабатыванию защиты и т.д. Если огнетушитель использовался в поездке, то машинист при сдаче локомотива обязательно делал об этом запись в журнале технического состояния локомотива, формы ТУ152, ну и отработанный огнетушитель бригада относила на зарядку сама. Иногда на электровозах эти ОУ нас выручали, бывали случаи потери воздуха, а «малыш», вспомогательный компрессор для поднятия токоприемника, слабо качал и никак не мог накачать заветные 4,5 атмосферы для поднятия ТП, то в этом случае мы иногда использовали углекислотные огнетушители, помогало. У меня таких случаев было несколько. Хотя конечно, правилами это запрещено, но куда деваться – надо выезжать!
Я коснулся недавнего времени, и локомотивов постарше современных, но которые активно работают и в наши дни, а с современными локомотивами другое дело. Когда к нам стали поступать электровозы ЭП1 и ЭП1М, 2 и 3ЭС5К «Ермак», то на них уже стояло самое современное противопожарное оборудование – автоматическая пожарная сигнализация, аэрозольные средства пожаротушения (МАГ), которые находятся в проходе машинного отделения и в БСА1 и БСА2 (блоки силовых аппаратов), пульты сигнализации выведены в кабины и в случае возникновения пожара система сама автоматически придет в действие и подаст звуковой сигнал локомотивной бригаде. Загорится в кабине табло – «Не входить – газ» и локомотивной бригаде остается находиться в кабине в ожидании ликвидации возгорания, а если возникнет необходимость покидания локомотива — сбоку у кресла машиниста и помощника есть веревки спасения, по которым можно спуститься с локомотива через боковое окно, надо только открыть крышки (электровоз ЭП1М, например).
Но углекислотные огнетушители и ящички с песком никто не отменял, ведь возгорания могут быть локальными, небольшими, например, в кабине, и работа всей системы не потребуется. Похожие системы устанавливаются и на современных тепловозах, но огнетушители также остаются на своих местах.
Все локомотивные бригады в обязательном порядке периодически проходят обучение по пожарной безопасности, инструктажи, сдают зачеты, без этого на локомотив никто не поднимется! И конечно на все случаи разработаны соответсвующие инструкции, как центральные, так и местные, которые подлежат неукоснительному выполнению! Ну и естественно, все системы пожаротушения тщательно контролируются ремонтным персоналом, ведь с неисправными средствами пожаротушения локомотив на линию не выйдет!
пожары на локомотивах это очень опасное явление, которое может приводить к тяжелым последствиям и важно знать меры безопастности.