Наши локомотивы — рекордсмены, попавшие в книгу Гиннесса
Россия великая железнодорожная держава, это признано всем миром. А были ли в истории Российского локомотивостроения локомотивы, которые вписали особую страницу в историю наших дорог? Да были и есть, эти локомотивы установили мировые рекорды и были занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Все они были спроектированы Российскими инженерами и построены на Российских заводах. Вот два локомотива-рекордсмена, время между их созданием составляет практически век!
Паровоз серии «Э», спроектирован выдающимся Российским конструктором польского происхождения – Вацлавом Ивановичем Лопушинским в 1911 году.
Это товарный паровоз с осевой формулой 0-5-0, мощностью 1300 л.с., максимальная скорость его составляла 65 км/час. Первый паровоз этой серии вышел из сборочного цеха Луганского паровозостроительного завода в 1911 году. В нем были реализованы многие передовые конструкторские идеи – существенно повышена экономичность за счет перегрева пара до 300 градусов Цельсия, расход топлива снизился на 25-30%, а воды на 30-40%, по сравнению с другими паровозами того времени. Но главное в другом, эти паровозы с некоторыми изменениями серийно выпускались на протяжении 45 лет – с 1912 по 1957 год включительно! Всего было построено около 11 тысяч паровозов серии «Э» разных индексов.
Этот единственный пример в практике мирового локомотивостроения занесен в Книгу рекордов Гиннесса! И в наши дни можно встретить эти замечательные паровозы на железных дорогах нашей страны.
Прошел практически век и наши инженеры-локомотивостроители вновь удивили мир новым локомотивом. Это газотурбовоз ГТ1-001. Построен он в 2007 году на Людиновском тепловозостроительном заводе. Это двухсекционный двенадцатиосный грузовой локомотив, с электрической передачей, создан на базе электровоза ВЛ15 (кузов и ходовая часть). В одной секции располагается резервуар для топлива, в данном случае природный газ, в другой расположена газовая турбина с тяговым генератором переменного тока и необходимым оборудованием.
Мощность газотурбовоза составляет 11284 л.с., в секции. Вот поэтому, 12 октября 2009 года, этот локомотив был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый мощный локомотив в мире!
Но и это еще не все – 7 сентября 2011 года газотурбовоз ГТ1-001 провел состав весом 16000 тонн и длиной в 170 вагонов по испытательному кольцу на станции Щербинка, чем установил мировой рекорд веса и длины поезда для одного локомотива!
Поистине велика Российская инженерная мысль, не иссякнет она в веках! В 2013 году Людиновский тепловозостроительный завод построил второй, модернизированный вариант газотурбовоза – ГТ1h (h означает «гибрид»), в нем ходовая часть взята с тепловоза ТЭМ7А, теперь число осей увеличено до 16.
Ну и вернемся еще немного в прошлое. Этот локомотив не попал в Книгу рекордов Гиннеса, но оставил большой след в отечественном локомотивостроении. Это пассажирский паровоз серии «С» — Сормовский.
Он был спроектирован Российским конструктором Брониславом Сигизмундовичем Малаховским в 1910 году. Паровоз имел осевую формулу 1-3-1, мощность его составляла 1200 л.с., но главное – его конструктивная скорость составляла 115 км/час, уже в то время! Это был первый паровоз, перешедший рубеж скорости в 100 км/час. Серийно он начал выпускаться с 1911 года. Есть официально зарегистрировнный факт – 6 октября 1913 года паровоз «С» провел пассажирский поезд из Санкт-Петербурга в Москву за 7 часов 59 минут и это в дореволюционной России!
В 1925 году на Сормовском и Коломенском паровозостроительных заводах под руководством конструктора Константина Николаевича Сушкина на базе данного паровоза был спроектирован и построен пассажирский паровоз серии «Су» — Сормовский усиленный, максимальная скорость его составляла уже 120 км/час и мощность была повышена до 1565 л.с. Строился этот паровоз с 1926 по 1952 год – 26 лет, тоже немало, несколькими паровозостроительными заводами СССР.