Челюстные и бесчелюстные тележки и буксы локомотивов — что за зоопарк?
Меня часто спрашивают, что это такое — челюстная и бесчелюстная тележка и букса, очень интересно, разве могут быть эти узлы с такими «медицинскими» названиями. Могут и именно так и называются в силу своих конструктивных особенностей.
Рассмотрим этот вопрос поближе, начнем с букс. Буксы надеваются на шейки оси колесной пары. Они представляют собой стальные корпуса, в которых, в зависимости от конструкции, размещают подшипники, вкладыши, смазочные и подбивочные материалы. Буксы обеспечивают соединение колесных пар с рамой тележки локомотива или вагона, передачу нагрузки от кузова через подшипники на шейке оси колесной пары, ограничение поперечного и продольного перемещений колесных пар относительно кузова или тележки.
Буксы различают по типу осей, применяемых подшипников, а также по конструкции и размерам корпуса, по виду смазочных и подбивочных материалов. По типу подшипников есть буксы с подшипниками скольжения и с подшипниками качения, то есть роликовыми. Вот подшипники скольжения мы рассматривать не будем, это уже старо, но все помнят такие характерные буксы с крышками, в которые заливалось масло, там находилось польстерное устройство, подпружиненное снизу и имеющее подбивочные валики, в них и вращалась шейка оси.
Хотя я еще застал такие буксы на цистернах, мы их называли «Сталинские бочки», состав из этих цистерн никак не бежал шустро на выбегах и поезд постоянно приходилось вести в режиме тяги. Но все это в прошлом. Сейчас на всех локомотивах и вагонах устанавливаются только буксы с роликовыми подшипниками, которые не требуют ни польстеров, ни постоянной смазки, они просты и долговечны в эксплуатации. Роликовые подшипники насаживаются на шейку оси, и вставляются в корпус буксы, упираясь в соответствующие упоры и закрепляются стопорной планкой.
Теперь мы вплотную и подошли к нашим челюстным и бесчелюстным тележкам. Хотя правильнее так называются буксовые узлы, но в общей терминологии принято так называть и тележки локомотивов. На локомотивах через буксы, а именно – буксовые узлы, передается на колесные пары не только вертикальная нагрузка от веса локомотива, но и от колесных пар на рамы тележек – усилия тяги, торможения и боковые горизонтальные силы. На всех локомотивах, электро-и-дизель-поездах применяют буксовые узлы двух типов: с буксовыми направляющими, так называемыми «челюстями» — челюстные и с резинометаллическими поводками – бесчелюстные.
Все буксы применяют с роликовыми подшипниками. Передача всех усилий в буксовом узле челюстного типа осуществляется от корпуса буксы непосредственно на буксовые направляющие рамы тележки, которые как-бы обхватывают корпус буксы, в которых он и перемещается, вот это и называется – «челюсти». В нижней части эти направляющие фиксируются стальной пластиной, называемой «подбуксовой стрункой», которая в свою очередь крепится снизу болтами к челюстям. Челюстной узел требует постоянного контроля уровня смазки в направляющих и ее долива, через специальные отверстия, закрытые пружинным крышками, а также контроля за состоянием крепления подбуксовых струн.
Передача всех усилий в буксовом узле бесчелюстного типа осуществляется не непосредственно от корпуса буксы на буксовую направляющую раму тележки как это происходит в буксовых узлах уже разобранного нами челюстного типа, а через резинометаллические поводки, которые состоят из стального корпуса и валиков. Перемещения буксы относительно рамы возможны из-за упругой деформации резины. Еще эти буксы называют «поводковыми». Передача тягового и тормозного усилий от корпуса буксы на раму тележки происходит через поводки, которые одним шарниром закреплены к корпусу буксы, а другим – к раме тележки. Вот отсюда и название – бесчелюстные. Бесчелюстной буксовый узел в эксплуатации не требует смазки, поэтому все современные локомотивы имеют только бесчелюстные буксы. Хотя еще много локомотивов, в основном тепловозы, работают с челюстными тележками. На всех электровозах, кроме самых первых (ВЛ22) устанавливались бесчелюстные буксовые узлы.
Всего хорошего!