Тепловоз ТГМ2: ещё один редкий экземпляр, ставший историей
Отечественное локомотивостроение просто потрясает глубиной конструкторской мысли и оригинальностью подходов к решению ряда конструкторских задач. В нашей стране создано огромное количество локомотивов, но существуют отдельные экземпляры, которые своей оригинальностью поражают даже в наши дни. Вот еще один редкий представитель семейства маневровых тепловозов с гидравлической передачей, он не выпускался большой серией, но тем не менее успел поработать на железной дороге общего пользования и стал предшественником очень широко востребованного и выпускаемого серийно долгие годы тепловоза. Впрочем, обо всем по порядку. Знакомьтесь – маневровый тепловоз с гидравлической передачей ТГМ2, локомотив весьма оригинальной конструкции.
В конце 1956 года Луганский тепловозостроительный завод спроектировал и построил четырехосный маневровый тепловоз с гидромеханической передачей, а в начале 1957 года второй такой-же локомотив. Первоначально тепловоз имел обозначение ТГв, но затем получил наименование ТГМ2. Кузов тепловоза капотного типа опирался на две двухосные тележки. Между двумя капотами, посредине, находилась высоко поднятая кабина машиниста с сильно наклоненными лобовыми и боковыми стеклами. Этот тепловоз скорее походил на тяговый агрегат, чем на маневровый локомотив.
Мощность его составляла — 750 л.с., а максимальная скорость на маневровом режиме — 30 км/час, на поездном — 60 км/час. В кабине машиниста было размещено два пульта управления. Эксплуатационные испытания тепловозы проходили на Московско-Окружной дороге в маневровой и поездной работе. На одном из тепловозов были проведены динамические испытания, которые показали, что из-за малой жесткой базы ходовой части тепловоз при движении по прямым участкам пути виляет, из-за этого тепловоз неудовлетворительно влиял на путь в кривых.
Был отмечен и еще ряд серьезных недостатков – расположение холодильника далеко от дизеля значительно усложняло масляную систему, окна кабин имели большой угол наклона, что крайне неудобно для локомотивной бригады, ввиду расположения кабины управления посередине была сильно затруднена выемка гидротрансформатора и коробки перемены передач.
В 1958 году чертежи тепловоза были переданы Людиновскому тепловозостроительному заводу, который учитывая все недостатки выпустил несколько тепловозов ТГМ2 с другими дизелями и несколько изменив конструкцию некоторых узлов и агрегатов тепловоза. Но после этого конструкция тепловоза была коренным образом изменена – спроектирован новый кузов, были установлены новые тележки со сбалансированным рессорным подвешиванием, холодильник установлен рядом с дизелем.
Электрическая схема цепей управления предусматривала возможность работы двух тепловозов по системе многих единиц. Первые тепловозы этой конструкции были выпущены в 1959 году, но это уже были не тепловозы ТГМ2. Данные локомотивы получили наименование – ТГМ3 и строились серийно долгое время, работали и работают в настоящее время на путях промышленных предприятий и железных дорог общего пользования России. Но это уже другая история.
Всего хорошего!