Что за оборудование расположено на крыше электрички?

Огромное количество людей в нашей стране являются пассажирами пригородного железнодорожного движения. Я и сам помню времена, когда со станции Крюково ездил до Ленинградского вокзала на заполненных «до отказа» электропоездах в молодости. В общем среди всех этих людей есть много любознательных, которым просто не дают покоя мысли об этих дымящих после каждой остановки электрички штуках на крыше, похожих на радиаторы отопления, или а что за «рога» торчат на вагонах через один? Я решил сгруппировать подобные вопросы в один — что за оборудование расположено на крыше электропоезда?

Оборудование на крыше электропоезда – Оборудование на крыше электропоезда – Движение24

Электропоезда имеют два типа вагонов (мы сейчас говорим о среднестатистическом варианте), от этого собственно и зависит оборудование, располагаемое на крыше. Первый тип вагонов просто пассажирский, в нем совсем мало отличий от обычного вагона, разве что подвагонное оборудование выдает его предназначение. Крыша таких вагонов нам не интересна. А вот второй тип — это моторный вагон или моторвагон. В нём как раз и заложены все аппараты, непосредственно преобразующие электрическую энергию в механическое вращение колесных пар. На крыше таких вагонов в обязательном порядке расположен токоприемник, это место так любимое детишками-зацеперами, они как бабочки-пятиминутки. Смысл токоприемника всецело заложен в названии, это как вилка, которая подключается к электросети. Токоприемник прикасается к высоковольтному проводу и создается электрическая цепь, причем вторым контактом в цепи являются рельсы.

Помимо токоприемника по всей крыше рассыпаны так называемые тормозные реостаты, которые очень напоминают маленькие радиаторы отопления. Данные элементы электрической схемы применяются для торможения электропоезда. Да, именно электрическое торможение двигателем применяется на электропоездах, ведь у них такой цикл разгон-торможение, что никаких тормозных колодок не напасешься. По сути своей тормозной реостат это обычный резистор, или иначе электрическое сопротивление. Контакты электродвигателей, которые соединены с колесными парами вагона, замыкаются на данные сопротивления, и двигатели начинают работать как генераторы, нагревая реостаты порой до красна. Отсюда и дым, который можно наблюдать в момент остановки состава. Теперь логически понятно почему реостаты расположены на крыше и занимают такую большую площадь — это необходимо для их быстрого охлаждения, иначе они просто перегреются и сгорят. Двигатели отдают энергию на разогрев реостатов, а энергия забирается у движущегося состава. Таким образом поезд начинает довольно быстро останавливаться.