Зигзаги на ЖД рельсах — большая опасность и серьезный вопрос к службам пути

Сейчас в следствии прогресса железная дорога лишена многих своих исконных атрибутов, таких как самый узнаваемых стук колес вагона (тук-тук…..тук-тук). Причина данного звука была в наличии стыка (межрельсового соединения), поскольку длина одной рельсы не превышала и двадцати метров, колеса довольно часто попадали в стыки и отстукивали железную чечётку.

гуляющий путь – гуляющий путь – Движение24

Современный путь больше не даст колесам выполнять функцию музыкального инструмента, теперь стыки (в том варианте, котором были) просто канули в прошлое. Современные рельсы также не превышают двадцати метров, однако после укладки два рельсовых пролета сваривают термитной сваркой, а после шлифуют специальным оборудованием так, будто в этом месте никогда никакого соединения и не было. Так сваривают рельсы до тех пор, пока их длина не достигнет 800-т метров, а вот после этого применяют специальный стык, необходимый для возможности компенсации температурных расширений. Такой путь еще называют «Бархатный», ведь в вагонах стало совсем тихо.

бархатный путь стык расширения – бархатный путь стык расширения – Движение24

Теперь представьте себе 800-т метровый вытянутый кусок стали, а что с ним произойдет на жаре +40 и палящем солнце, или например в мороз -50 в Забайкальском крае? — Произойдет тоже, что и с электрическими проводами на ЛЭП — в холодную погоду рельсы будут сокращаться в длину, а летом наоборот, расширяться. Но если провода висят себе и висят, то рельсы зафиксированы, им деваться попросту некуда. Вот для этого и нужен специальный стыл, чтобы рельсы могли свободно расширяться и сужаться.

гуляющий путь – гуляющий путь – Движение24

А вот службы пути должны очень ответственно следить за температурой рельсового полотна и состоянием расширительных стыков. Если например стоит аномальная жара и постоянное безоблачное небо, то возможно рельсы нагреваются значительно быстрей и сильней, и где-то необходимо расслабить крепления на компенсаторах, чтобы рельс мог быстрее расшириться, и не накапливать в себе внутреннее напряжение. Собственно в такую жару, если со специальными стыками, или с иными крепежными элементами пути что-то идет не так, то сильно возросшее внутреннее напряжение в один момент просто разбросает путь гармошкой, или выбросит отдельный его участок. Думаю всем понятно, чем может закончится поездка по такому участку пути, и такие ЧП с опрокидыванием вагоном и локомотивов уже были в истории нашей железной дороги.