Рабочее время и отдых монтера пути на ЖД — реальные цифры
После подачи документов и прохождения обучения, человек обязательно знакомится с внутренним трудовым распорядком в организации, где четко указано рабочее время — зачастую с 8.00 утра до 17.00 вечера. Но не стоит верить цифрам, ведь трудится монтер пути выше нормы, особенно, когда выезжает на перегон.
Существует два вида работ:
- на базе — это сборка, реставрация, комплектация, погрузка звеньев на укладку или их выгрузка, уборка территории от мусора, металла, погрузка/выгрузка полувагонов;
- на перегоне — замена шпал (бетонных или деревянных), рельс, скреплений, проверка стыков, борьба с сорняками, очистка стрелочных переводов от снега в зимнее время и т.д.
Основные нюансы рабочего времени на ЖД
Представим, что у монтера пути трудовая деятельность начинается в 8 утра. Руководство требует, чтобы человек был на предприятии или в околотке в 7.45, а чтобы приехать, сотруднику необходимо выехать / выйти из дома где-то в 7.15.
Будильник устанавливается на 6.30, и за 45 минут надо позавтракать, одеться, кто-то успевает даже сделать домашнюю работу. Не стоит забывать, что некоторые живут в другом населенном пункте и приезжают в местность, где предприятие автобусом, поездом или собственным автомобилем. Поэтому такие люди просыпаются гораздо раньше, чем в 6.30 утра.
Тогда вопрос «Кто оплатит это время?». Даже те же 15 минут, которые за 20 рабочих дней превращаются в 5 часов, а это почти смена, где 5 х 12 месяцев = 60 часов / 8 (смена) = 7,5 смен. За год монтер пути имеет полноценную неделю отгулов.
Есть организации, которые записывают в журнал точное время прибытия и ухода, например, приехал человек в 7.45, а домой возвращается в 17.45. Некоторые представители руководящих должностей хитрят, особенно когда у них планерка. Рабочие ждут, а мастера с начальником или действительно обсуждают план работ либо весело рассказывают друг другу анекдоты (кто работает на ЖД, поймет, о чем речь) и тогда целевой инструктаж начинается в 8.30, а то и позже, а потом людей просят остаться на полчаса.
Шаблон с 8.00 утра до 17.00 только на бумаге. Монтер пути работает в разы дольше и называется это переработка, за которую либо надбавка к заработной плате или отгулы.
Конечно, есть пункт о производственной необходимости, и прописаны ограничения в год — не более 120 часов на одного человека, но на ЖД данный показатель выше в несколько раз, а это нарушение.
Стандартная ситуация работы монтера на перегоне:
- ранний подъем — в летний период, чтобы не находиться на солнцепеке, работники околотка приступают к трудовой деятельности в 6 или в 5 утра;
- целевой инструктаж;
- выгрузка инструмента — ломики, молотки, торцевые ключи и т.д. Вид инструмента зависит от типа работ на перегоне;
- основная трудовая деятельность;
- сбор инструмента;
- возвращение домой или в бытовое помещение для отдыха.
На базе ПМС переработка — это частое явление во время погрузки звеньев, стрелочного перевода или сцепа рельс. Традиционно час-два выше нормы за смену, но в отдельных случаях продолжительность переработки достигает с 17.00 до 00.00 или даже до 8.00 утра.
Время отдыха
Сюда относится:
- обед — с 12.00 до 13.00;
- межсменный отдых;
- отгул — от часа до смены;
- основной ежегодный отпуск;
- учебный отпуск;
- отпуск без содержания;
- по уходу за ребенком.
Отгул — накопленное время за переработку и отличная альтернатива отпуску без содержания, когда человек без потери денег, остается дома для решения домашних задач — монтера пути вписывают в журнал и время оплачивается. Чтобы оформить отгул, необходимо написать заявление на имя начальника организации «за заранее отработанное время».
Некоторые мастера не относят заявление в отдел кадров или вовсе не заставляют писать, но для страховки рекомендуется иметь в архиве данный документ. Если работник случайно получил травму в бытовых условиях, то организация не несет какой-либо ответственности, ведь человек остался дома согласно трудовому закону.
Переработка вносится в табель бригадиром или мастером околотка, где напротив фамилии и имени работника, например, при 8 часовом трудодне, ставиться отметка 8 + (время переработки).
Итог
Устраиваясь монтером пути на железную дорогу, готовьтесь к частым переработкам. Возвращать «лишние» часы будут в основном отгулами, которые забрать сложно, ведь всегда найдется причина не отпустить человека отдохнуть. Об оплате труда на ЖД в следующей статье, но пока немного реальности.
На железной дороге никто не жалеет сотрудников и руководство выучило любимую поговорку — «Не устраивают условия— увольняйся».
Если вы монтер пути с удостоверением стропальщика и устроились на ПМС — суббота и воскресенье ваши дни. Именно в выходные на базу ПМС приходят полувагоны с железобетонными шпалами, новым скреплением, платформы с рельсами, или комплекты стрелочных переводов (брус, остряки, крестовины и т.д.).
Выгружать вагоны не сложно, когда их мало, то при хорошем мастере или бригадире, за 3-4 часа в выходной день, реально получить целый отгул. Запомните, что важную роль играют рабочие отношения между монтерами и руководством и обо всем можно договориться.
Автор: SZHKLIABEL