Лучший бензин: чем «улучшенные» марки бензина отличаются от обычных
В данном материале речь пойдет не об октановом числе бензина, которое в широком понимании означает степень «сопротивления» топлива детонационным процессам (октановое число отражено в маркировке бензина: -92, -95, и тд.), а о свойствах так называемых «улучшенных» марок топлива, которых производители нефтепродуктов так усердно рекламируют на своих автозаправках. Действительно ли эти «улучшенные» качества так нужны рядовому автовладельцу?
Что в бензине «улучшено»
Конечно все маркировки подобного топлива охватить просто невозможно, ведь у каждого конкретного производителя может быть своя уникальная рецептура присадочных комплексов, но все же есть некоторые объединяющие свойства. Данные свойства определяются активным действием моющих присадок, а так же, конечно, количеством таких присадок в топливе. Если горючее изготовлено серьезной компанией, которая следит за своей репутацией на рынке, то присадки действительно в топливе будут, и их действие должно иметь доказанную эффективность. Как правило у таких компаний имеются в открытом доступе протоколы испытаний топлива в независимых лабораториях. Можно конечно вспомнить в какой стране мы живем, и отнестись ко всем этим бумажкам мягко говоря «с недоверием», и на это мне нечего сказать. Что скрывать, у нас нефтяной сектор экономики практически монополизирован, и если нас захотят «дурить», то производителю топлива не составит труда это делать.
Возвращаюсь к сути. Действие моющей присадки заключается в борьбе с отложениями продуктов горения топлива на деталях двигателя. Посторонние примеси так или иначе присутствуют в любом топливе, обычно это сера и тяжелые углеводороды. В результате сгорания эти примеси превращаются в сажу, и за счет наличия статического электрического заряда сажа «налипает» на клапана, стенки камеры сгорания, свечи зажигания, поршни, а еще примеси могут забивать форсунки впрыска топлива. Данные факторы нарушают точную настройку современного двигателя, снижая его характеристики.
Как работают присадки
По утверждениям производителей, детали двигателя, расположенные на впуске, в процессе работы на улучшенном бензине значительно меньше изменяют свою геометрию за счет удаления уже имеющихся сажевых отложений и устранения «налипания» новых. Форсунки впрыска остаются чистыми, любые отложения внутри форсунок постепенно растворяются под действием присадок. Конечно эти изменения небольшие и не проявляющиеся мгновенно, но они есть. Растет мощность двигателя, снижается расход топлива, улучшаются иные технические параметры, и все это за счет чистоты деталей мотора. Производители приводят каждый свои цифры, полученные в результате испытаний, но об этом я уже говорил выше.
На самом деле за тысячи километров пробега на топливе без каких-либо моющих присадок, детали двигателя покрываются долями миллиметров отложений, которые постепенно изменяют тепловой режим работы ДВС. Современная бдительная электроника управления зажиганием и впрыском топлива видит изменение режима и облегчает работу деталей, а метод у нее один — снижение мощности и повышение горючего в топливо-воздушной смеси. Так что логически моющие присадки и призваны бороться с понижением мощности и повышением расхода топлива.
Эффект от «улучшенного» бензина чем-то напоминает эффект от применения топлива с повышенным октановым числом, и косвенно можно говорить о большей детонационной стойкости такого бензина. Однако теоретически такой вывод не является верным.
Какой же вывод?
Применение улучшенных бензинов позволит мотору дольше сохранить свою «молодость», ведь у нового двигателя нет никаких отложений. Но также эффект проявится и на агрегатах, которые уже успели намотать не одну тысячу километров на обычном топливе. Конечно это произойдет не сразу, но при регулярном использовании бензина с присадками большинство твердых загрязнений ДВС будет удалено. Таким образом можно отнести «улучшенные» бензины не просто к рекламным уловкам — они действительно работают, пусть и не быстро. Ну а применять их или нет, учитывая разницу в цене порой на несколько рублей за литр, пусть каждый решает для себя сам.
Автор:
Арсений Боровой (@ARS-CLUB TUNING)