Тепловоз ТЭП10

Сегодня предлагаю поговорить о давно забытом и особо непримечательном в историческом плане тепловозе, произведенном на Харьковском заводе транспортного машиностроения Украинской ССР, и так — тепловоз Стрела!

Удивляйтесь или же нет, но тепловоз о котором идет речь носил имя собственное, а в номенклатурно-техническом плане он назывался ТЭ11, но это ненадолго. По примеру ТЭП60, который дополнял чтоли наш тепловоз, машина была переименована в ТЭП10 (имя Стрела сохранилось на протяжении всей жизни трудяги и никогда не изменялось). Если расшифровать посимвольно название серии ТЭП, то мы получим Тепловоз Электрический (речь идет о типе передачи от дизеля к колесам) Пассажирский. С 1961-го по 1968-й годы наш красавчик размножался и в итоге получилось 335 особей. Господа, извините за такой слэнг, но люблю я железную дорогу и воспринимаю её как живой организм.

Что же примечательного есть в данном агрегате? Дизель самый распространенный 10Д100, абсолютно такой же, как на тепловозах серии 2ТЭ10, есть правда одна короткая история. Вначале решили ставить дизеля 9Д100, у которых было 12 цилиндров и мощность составляла 3000 лс. Но в результате усиленной работы инженеров-конструкторов дизель удалось неплохо модернизировать в 10Д100, сохранив ту же мощность 3000 лс, но при этом убрав 2 цилиндра! Просто фантастика, как нерационально терялась мощность на предыдущем дизеле. Тепловоз наш вообще получился для ведения тяжелых поездов, а ТЭП60 для легких, вот почему я говорил об их взаимодополняемости. Один мощный, другой быстрый. Кстати скорость нашего агрегата составляла 140 км/час, все же неплохо для тех лет, не правда ли.

Тележки трехосные, такие же как на тепловозах ТЭ3. Вообще они нестандартной и довольно сложной конструкции. Челюстные буксы, и один тормозной цилиндр на каждой стороне. Получается 3 оси или 6 колес тормозят всего двумя цилиндрами, по мне так маловато..
Тяговые электродвигатели естественно коллекторные, постоянного тока, удобно устроились на каждой оси. Тележек на тепловозе две, значит всего 6 осей и 6 ТЭД.
Что примечательно, данный экземпляр мог работать по системе многих единиц, точнее говоря можно было объединить цепи управления двух машин.

Как мне казалось, в начале 90-х все эти тепловозы уже были распилены и помещены на вечное хранение в музеи. Но, я решил данный вопрос уточнить в самом недостоверном источнике — Википедии, зачем напрягаться, подумал я, все равно обгадят так, будто я что-то должен и не отдал. Так вот в этом источнике утверждается, что работали тепловозы аж до 2006-го года!

Я выражу свое личное мнение, возможно это и не так, но мне кажется, что в википедии написана ерунда, и так долго эти тепловозы не работали. Вот ТЭП60 да, поверю, но ТЭП10 нет. Но эта информация только для положительных читателей, а я точно знаю что такие есть на моем канале, и я им очень благодарен!

Если вам есть что добавить, пишите комментарии! И побольше добра нам всем.

1 1 Голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Alex MSK
Alex MSK
1 год назад

Спасибо за интересные статьи! От себя хотел бы добавить, что по крайней мере на станции Муром-1 я лично их видел в 2006 году под пятивагонными поездами на Ковров. А так, вот еще доказательства с

wpDiscuz
1
0
Хотелось бы услышать ваше мнение, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x
| Reply