Сбрасывающие стрелки в никуда и другие странности на ЖД

Безопасность на железных дорогах должна быть на высоте, ведь никому не хочется ехать на поезде, который в любой момент может оказаться не на том пути и столкнуться с другим составом. Конечно такие случаи редки, но они бывали и в СССР и в России. Основной причиной столкновений поездов является отказ тормозной системы, а точнее невнимательность и преступная халатность. Но вот как можно в здравом уме представить, что на РЖД есть такие устройства, которые могут отправят поезд лететь под откос? — А таких устройств довольно много, и любой внимательный пассажир сможет их обнаружить на более-менее крупных станциях. Если мы выяснили, что причиной крушений как правило является человеческий фактор, для чего вносить в этот список еще и фактор технический, я постараюсь объяснить далее.

сбрасывающая стрелка – сбрасывающая стрелка – Движение24

Такие устройства, которые принудительно отправляют поезд в неуправляемое путешествие в сторону от полотна, называются сбрасывающими стрелками, остряками или же башмаками. Устанавливаются они там, где деповские служебные пути необходимо гарантированно оградить от путей основной магистрали. Для чего? — Представим такую ситуацию, стоит в депо тяжелый тепловоз, вдруг халатность и что-то пошло не так, воздух вышел из тормозной магистрали (в основном конечно такое происходит с плохо закрепленными вагонами) и локомотив 160 тонн приходит в самопроизвольное движение. Вот он уже разогнался и из деповских путей взрезая все стрелки выезжает на магистральный путь, по которому идет (или даже стоит) пассажирский поезд, или например состав с бензином или аммиаком. Представляете какая трагедия произойдет! Вот как раз чтобы такого не случилось, такие пути и ограждают от магистральных сбрасывающими устройствами. Теперь любая пришедшая в движение без разрешения диспетчера техника будет сброшена, и не причинит большого вреда.

сбрасывающий остряк – сбрасывающий остряк – Движение24

Очень много сбрасывающих стрелок установлено в местах следования скоростного поезда «Сапсан». Дело в том, что данный поезд не имеет выделенной дороги с соответствующими мерами безопасности, а эксплуатируется на общих путях. Идет например электропоезд, как только он сходит с путей, где должен вскоре пройти Сапсан, стрелка позади него стразу закрывается. И если случится чрезвычайная ситуация, или например захват электропоезда, то даже заставив его двигаться назад неминуемо крушение, что однозначно будет происшествием с гораздо меньшим масштабом.

Так что, как видите, данные устройства как раз и являются последним барьером безопасности. В случае, если все другие барьеры не сработают, эти сработают всегда.