Французская серия электровозов»Ф»: Ф01, Ф07, Ф23

Поговорим о легендарном электровозе, который стал прародителем многих машин в СССР: от ВЛ60 до ТЭП80, да что и говорить, даже современных электровозов, таких как ЭП20. Это электровоз серии «Ф«. Стоит отметить, что электровозов было несколько типов, но основная техническая база была одна, по этому я говорю в единственном числе обо всей серии.

Электровоз Ф01
Электровоз Ф01

Современный электровоз ЭП20, о котором я недавно рассказывал, появился на свет при содействии Французской локомотивостроительной компании Alstom. Именно эта компания уже в далеком 1950-м году владела разработками по скоростным электровозам и электровозам переменного тока. СССР необходимо было электрифицировать дороги, которые как известно приличной длины, и использование для электрификации постоянного тока выглядело довольно сложной идеей, но локомотивов под переменный ток просто не было, как и разработок в этом направлении. По этому МПС СССР обратилось в Alstom с заказом 50 электровозов переменного тока, из которых 10 пассажирских и 40 грузовых.

Электровоз Ф
Электровоз Ф

Заказ был выполнен и по морю все 50 электровозов к 1960-му году были поставлены в СССР, и распределены в Сибирь — на Красноярскую дорогу.
Эти машины получили серию «Ф», возможно от Франция, а возможно была другая история, не слишком известная. Французы позаботились о комфорте локомотивных бригад и это было безусловно оценено нашими железнодорожниками, которые полюбили эти машины. Остекление было двойным, для сохранения тепла, были установлены мощные калориферы, в кабине было всегда тепло, а электровозы СССР того времени похвастаться теплом не могли. Сиденья были мягкие как и ход локомотива, пульт удобный и изящный с подсветкой приборов зеленым светом — в общем «буржуйский» дизайн.

Электровоз Ф
Электровоз Ф

Кузов машины получился уже (короче), чем возможно было создать под габариты наших дорог (в СССР колея немного шире, 1520 мм), но на испытаниях бегал электровоз по европейским дорогам, и из-за этого такое стеснение — внутри были довольно узкие проходы. На всех электровозах серии Ф устанавливались трехосные тележки с бесчелюстными буксами и рессорным подвешиванием. На пассажирских локомотивах применялось опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей, а в грузовых опорно-осевое.

Электровоз Ф23
Электровоз Ф23

Именно на данных машинах был применен Фазорасщепитель, для питания асинхронных двигателей вспомогательных машин. Эту технологию НЭВЗ впоследствии применял на электровозах ВЛ, и все эти электровозы издавали своеобразные дребезжащий звук, как от огромного трансформатора. Кстати говоря выпрямление тока для питания ТЭД осуществлялось с помощью кремниевых диодов-вентилей.

Мощность локомотива составляла 4700 кВатт, максимальная скорость у грузовых машин — 100 км/час у пассажирских — 160 км/час. Все локомотивы могли работать по системе многих единиц.

Прокатались электровозы до 1987 года, но после 1970-го их ряды стали стремительно редеть. Причина в том, что запчастей не было, сильной ремонтной базы и специалистов тоже не было, иномарка, что сказать. В общем все электровозы пошли в утиль, а в музей, на вечное хранение, МПС не видело оснований передавать ни одной капиталистической буржуйской машины… Но стараниями неравнодушных один локомотив все-таки чудом сохранился в музее до нашего времени.

Электровоз Ф07
Электровоз Ф07
0 0 Голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
wpDiscuz
0
Хотелось бы услышать ваше мнение, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x
| Reply