Тепловоз ТГ100: локомотив Луганского тепловозостроительного завода

Тепловоз ТГ100 стал первым детищем Луганского (Ворошиловградского) тепловозостроительного завода в 1959 году. Это была первая двухсекционная модель (100-001) с гидропередачей. Проект тепловоза годом ранее был создан инженерами предприятия Н. А. Турикой, П. М. Шаройко и Ю. Г. Кирилловым. Это был первый опытный образец в единственном экземпляре.
Кузов каждой секции опирался на две 2-осные тележки через 8 боковых скользящих опор. Усилия при торможении или создании тяги от тележек к кузову переходили через шкворни, на которые не воздействуют вертикальные силы. Рамы тележек состоят из литых боковин, двух концевых и шкворневой балки. Все они соединены сваркой в одну конструкцию. Колеса обладали диаметром 1050 мм.

Каждая секция оснащена двумя четырехтактными бескомпрессорными V-образными дизелями М751, которые имеют 12 цилиндров и наддув от центробежного нагнетателя. Их номинальная мощность составляла 750 л.с. , при этом расход топлива колебался от от 0,17 до 0,18 кг/мин. Скорость вращения вала на холостом ходу 600-800 об. в мин. Запуск дизеля производился с помощью двух стартеров. Также на нем был установлен автомат, который контролировал предельную скорость вращения вала. При ее превышении автомат останавливал тепловоз.
Многие элементы дизеля были выполнены из алюминиевых сплавов — это картер, цилиндровый блок, поршни.

Тепловоз ТГ100 редкое архивное фото – Тепловоз ТГ100 редкое архивное фото – Движение24
Тепловоз ТГ100 редкое архивное фото

Дизель М751 широко использовался в различных отраслях, но по показателям не дотягивал до требований локомотивной службы. До тепловоза ТГ100 этот дизель стоял на моделях ТГМ2 и ТГМ3, предназначенных для маневровой работы.
От каждого дизеля с помощью гидромеханической передачи приводятся в движение две колесные пары. Вал дизеля через карданный вал соединяется с редуктором, состоящим из пары зубчатых колес. Далее часть вращающего момента передается с помощью гидротрансформатора, а другая часть – через планетарную передачу.
Маслоподкачивающие и топливные насосы работают от тока генератора либо кислотной аккумуляторной батареи 32ТН-450.
На тепловозе ТГ100 впервые в СССР была применена электрическая система автоматического управления гидропередачей. Она выполняет переключения скоростных ступеней в зависимости от скорости подвижного состава, а также скорости движения коленчатого вала дизеля.

Управление локомотивом происходит за счет трех систем:
гидравлической, которая служит для смазки маслом элементов зубчатой передачи и гидротрансформатора;
электрической – дающей возможность осуществлять дистанционное управление вспомогательными элементами;
пневматической – служит для питания маслом сервопривода и песочниц.

Технические характеристики тепловоза ТГ100-001

Тепловоз вмещал запасы: топлива – 8000 кг, масла – 1600 кг, воды – 1200 л, песка – 1200 кг.
Вес обеих секций локомотива составлял 160 т
Конструкционная скорость – 100 км/ч.
При скорости 25 км/ч сила тяги была 24800 кГ.
Расчетный КПД при скорости 30-100 км/ч достигал 26-28%.
Размеры (ВxДxШ) – 4500 ммx28920ммx3080мм.
Тип – пассажирский, грузовой.
Минимальный радиус кривых – 80 м.

Тепловоз некоторое время работал на Донецкой железной дороге. Он совершал пробег на длительные расстояния по маршруту Луганск-Москва-Ленинград и обратно. Позже он был передан для учебных целей Днепропетровскому институту железнодорожного транспорта. В 1996 году был сдан на металлолом.
Модель ТГ100-001 открыла новую эру тепловозостроения с гидравлической передачей. На основе опыта, полученного при его строительстве, Луганский завод начал разрабатывать проекты других машин с гидравликой. Следующая модель была ТГ-102, которая производилась уже массово.