Как узнать местоположение подвижного состава? Система автоматической идентификации «Пальма»
Вы никогда не задумывались, а откуда собственно поездной диспетчер точное знает где и когда проезжает тот или иной поезд? Если у авиационного диспетчера есть в распоряжении показания радиолокаторов, определяющих в некоторых случаях даже трехмерные координаты самолета и его скорость, то у поездного диспетчера такого локатора нет, а быть может поездной диспетчер ориентируется только на радиопереговоры и расписание? Конечно эти древние времена прошли и сейчас используются современные технические средства, такие как Система автоматической идентификации (САИ) «Пальма».
В РЖД каждый вагон, да и вообще любая единица подвижного состава, находится на контроле. Через программный комплекс «ГИД» (график исполненного движения) работники РЖД, в рамках служебных обязанностей, имеют доступ к актуальной информации о местонахождении и составе поездов. Стоит отметить, что подобная информация требуется не только «движенцам», также к ней могут иметь доступ составители, транспортные компании, и другие заинтересованные лица. Поездные диспетчера используют более сложные технические комплексы, но в общем и целом идентификация подвижного состава и определение его местоположения осуществляется с помощью САИ «Пальма». Как же она работает?
Принцип работы САИ «Пальма»
На представленном фото вы можете наблюдать основные технические средства Системы, с помощью которых непосредственно осуществляется процедура идентификации подвижного состава. На каждой подвижной единице, которая движется по магистралям РЖД, с двух сторон установлен специальный Кодовый бортовой RFID-датчик. Это своеобразная метка, которую можно сравнить с электронным пропуском или ключом от домофона. Каждая метка программируется с помощью специального терминала, и в нее вносится защищенный с помощью криптографических методов идентификатор подвижного состава. В информационной системе каждому вагону или локомотиву соответствует тот или иной идентификатор.
Также на фото мы видим металлический шкаф с черной антенной, которая непосредственно считывает бортовую RFID-метку во время проезда подвижного состава в зоне ее действия. В шкафу установлены приборы системы Пальма, обеспечивающие работу антенны и передачу информации о считанных метках в вышестоящий узел обработки информации. Момент непосредственного проезда подвижного состава фиксируется специальными рельсовыми педалями, срабатывающими от давления гребня колесной пары. Таких педалей всегда установлено по две, для того, чтобы была возможность определить направление движения подвижного состава. В зависимости от того, какая педаль сработала первой, делается вывод о направлении движения поездной единицы, также по частоте переключения педалей, зная точное расстояние между колесными парами, можно вычислить скорость движения состава. Также скорость можно определить с помощью радиолокационного метода, используя эффект Допплера.
Преимущества системы
Система решает одну главную задачу — контроль состава поездов, отсюда уже вытекает множество относительных плюсов. Почему «относительных» — да все просто, любая автоматизация непременно вытесняет необходимость в человеческом труде и сокращает рабочие места, конечно для РЖД от этого сплошная выгода, можно значительно уменьшить штат контролеров за составами поездов и сэкономить на их зарплате в пользу выплат акционерам и топ менеджерам.
Из реальных плюсов сокращение количества бумажных операций, которых, без данной системы, было значительное количество. Сколько лесов останется нашим поколениям. Также система обеспечивает высокую оперативность и высокую достоверность.
Основные технические характеристики системы
Диапазон частот для работы с RFID метками: 865 – 869 МГц;
Количество информации, которую можно записать на бортовой датчик:128 Бит;
Считывание датчиков возможно на скоростях от 0 до 140 км/час;
Считывание информации возможно на удалении датчика от антенны на расстояние: не более 5,8 м;
Максимальная мощность: не более 50 Вт;
Масса одного считывающего комплекса: не более 120кг.
Автор:
Иван Беляев, ЖД-эксперт