Электровоз ВЛ23: локомотив постоянного тока в СССР

Электровоз ВЛ23-001 – Электровоз ВЛ23-001 – Движение24
Электровоз ВЛ23 001

История создания

С 1947-го года в СССР полным ходом шел выпуск электровозов ВЛ22м. Как это часто бывает в нашем государстве, когда скорей-быстрей принимали решение о строительстве модернизированной версии ВЛ22, совершенно не учли, что за пределами закавказских тяжелых горных профилей (деньгоносных профилей для СССР, ведь по ним за границу отправлялись поезда с нефтью) есть еще и относительно ровная Сибирь, ну и другие регионы тоже не избалованы высокогорьем.

Для таких профилей электровоз оказался совершенно не пригоден. Его зубчатая передача совместно с тяговыми электродвигателями по 400 кВт каждый были рассчитаны на небольшие скорости, но большой крутящий момент. Понятно, что для этого соотношение в редукторе должно быть такое, что большие обороты двигателя совершают малые обороты колесных пар. В итоге при скорости более 40 км/час мощность двигателей падала а токи наоборот росли.

Дальнейшее увеличение скорости приводило к еще более сильному раскручиванию электродвигателей, и мощность к 60 км/час падала окончательно. Это явление не позволило ВЛ22м конкурировать с паровозами, которые торжественно должны были быть заменены электротягой — это было недопустимо для политбюро. И так в 1954-м году Министерство путей сообщения поставило задачу Новочеркасскому электровозостроительному заводу (НЭВЗу) построить новый локомотив на базе ВЛ22м.

В феврале того же 1956-го озвученный завод сконструировал два первых электровоза ВЛ23. Несмотря на то, что вроде бы индекс означал совершенно новую модель, точнее на новой базе, но.. Получившийся ВЛ23 состоял из элементов и ВЛ8 и ВЛ22. ВЛ8 подарил нашему локомотиву электродвигатели, мощность которых составляла 525 кВт, а ВЛ22, точнее ВЛ22м, кузов, ходовую и многие другие запчасти.

Электровоз ВЛ23 – Электровоз ВЛ23 – Движение24
Электровоз ВЛ23

Технические особенности электровоза ВЛ23

Электровоз ВЛ23 — шестиосная машина с осевым подвешиванием ТЭД. При проведении испытаний измененные после предыдущей модели редукторы и увеличенная мощность ТЭД позволили развивать скорость до 100 км/час. Однако приключилась другая напасть, после скорости более 70 км/час ВЛ23 начинал совершать «виляющие» движения, что естественно выливалось в повышенный износ пути. Пришлось думать, как переходить к опорно-рамному подвешиванию ТЭД для уменьшения неподрессоренной массы и созданию литых, а не балочных рам.

Еще у первых опытных ВЛ23 была проблема с пробуксовкой колес при старте с места. Слишком мало начальных тяговых позиций и пологая характеристика тяги приводили к тому, что однажды забуксовавшее колесо приходило во все большее вращение. Эта неприятность похуже виляний, особенно в холодной снежной Сибири. В общем конструкторам пришлось преодолеть немало трудностей с ВЛ23.

Для возможности ведения грузовых поездов на ВЛ23 была предусмотрена розетка для работы по системе многих единиц, точнее розетка как раз явилась следствием появления такой нужной советскому народному хозяйству функции. У меня есть много воспоминаний из своего советского прошлого, когда на Московской железной дороге можно было встретить сцепки из электровозов ВЛ23, везущих грузовые поезда.

Кабина электровоза ВЛ23 – Кабина электровоза ВЛ23 – Движение24
Кабина электровоза ВЛ23

Эксплуатация ВЛ23

Массовое производство электровозов ВЛ23 началось после постройки в общей сложности четырех опытных образцов. Конструкторы решали уже описанные выше проблемы, а также пытались добиться более плавного управления, и ещё экспериментировали с рекуперативным торможением, которое то убирали, то вновь возвращали, по этому на каких-то ВЛ23 есть рекуперативное торможение, а на каких-то нет.

На 1 января 1976 г. на железных дорогах СССР находилось 483 электровоза серии ВЛ23, из них на Октябрьской дороге – 249, Московской – 112, Западно-Сибирской – 122.

Подвижной состав отечественных железных дорог, авт. В.А. Раков

В 1980-х годах часть электровозов серии ВЛ23 начала эксплуатироваться на Октябрьской железной дороге в виде постоянно сцепленных двух или трёх локомотивов. Такие тяговые единицы учитывались как один локомотив и управлялись одной локомотивной бригадой, т.е. работали по системе многих единиц. Для удобства учѐта их работы им присвоили обозначения серии 2ВЛ23 и 3ВЛ23 и новые номера.

Машинное отделение электровоза ВЛ23 – Машинное отделение электровоза ВЛ23 – Движение24
Машинное отделение электровоза ВЛ23

Краткие технические характеристики

Осевая формула3о-3о
Масса в рабочем состоянии137 тонн
Часовая мощность ТЭД6 X 525 кВт
Сила тяги часового режима26 400 кгс
Скорость часового режима42,6 км/ч
Длительная мощность ТЭД6 X 470 кВт
Сила тяги длительного режима22 600 кгс
Скорость длительного режима44,3 км/ч
Конструкционная скорость100 км/ч