Тяговые приводы на локомотивах

Тепловоз в разрезе – Тепловоз в разрезе – Движение24
Тепловоз в разрезе

Что такое тяговый привод на локомотиве и как он работает?

Все мы ездим беспрерывно на автомобилях, знаем, что на них крутящий момент двигателя передается на колеса через механическую или автоматическую коробку передач. А вот как на локомотивах?

Возьмем электровозы и тепловозы с электрической передачей, это означает что электрический ток поступает на тяговые электродвигатели либо из контактной сети (электровозы), либо от дизель-генераторной установки (тепловозы). А как дальше?

Существует два типа подвески тяговых электродвигателей (ТЭД) в тележках: первый тип – опорно-осевое подвешивание и второй тип – опорно-рамное. В первом случае ТЭД опирается непосредственно на ось колесной пары, во втором на раму тележки. 

Опорно-осевое подвешивание: тяговый электродвигатель опирается одним своим концом (нижним), через, так называемые, моторно-осевые подшипники (МОП) на ось колесной пары, а другим – на раму тележки через специальную подвеску: кронштейн с резиновыми шайбами для амортизации. На остове тягового электродвигателя, с обоих сторон, снизу, расположены моторно-осевые подшипники (МОП), это специальные гнезда (буксы), с латунными вкладышами, буксы выполнены из специального сплава-«баббита» (смесь олова с бронзой), в которые устанавливается ось колесной пары.

колесно-моторный блок электровоза – колесно-моторный блок электровоза – Движение24

Вставленная ось закрепляется специальной крышкой, так называемой «шапкой» моторно-осевого подшипника, в которой находится «польстер» —  устройство для смазки оси. Польстер имеет две камеры, в первую заправляется, сплетеная в косы пряжа, они смазываются маслом, постоянно поступающим из второй камеры. На многих локомотивах польстера заправляются маслом ремонтным персоналом, под давлением, а вот на многих типах тепловозов смазку пополняет локомотивная бригада. Помню, ставишь тепловоз на ТО-2, берешь масленку и полез в смотровую канаву – доливать масло в МОПы, сначала проверяешь уровень масла по щупу, если мало, то доливаешь.  Уровень смазки в моторно-осевых подшипниках проверяется и пополняется строго на каждом ТО-2 локомотива, через двое суток. Об этом делается соответствующая запись в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152).

На электровозах срок заправки больше, как правило через шесть суток, но запись делается обязательно. Нагрев моторно-осевого подшипника может привести к очень серьезным последствиям! На оси колесной пары с обоих сторон напрессованы косозубые приводные шестерни, которые входят в зацепление с шестерней тягового электродвигателя, все это устройство закрывается специальным кожухом, в которое также закачивается специальная смазка. Называется это устройство – тяговый редуктор. Собранные воедино тяговый электродвигатель с колесной парой и тяговым редуктором называется – колесно-моторный блок(КМБ). Так система и работает: ТЭД крутит шестерни, через редуктор, а они колесную пару, закрепленную на ТЭД моторно-осевыми подшипниками. 

Сейчас, практически все современные локомотивы имеют электропривод на, так называемом – «опорно-рамном» подвешивании. Это подвеска не нуждается ни в моторно-осевых подшипниках, с вечно присущими им «смазочными» проблемами, ни в громоздких тяговых редукторах.

ТЭД для опорно-рамной подвески – ТЭД для опорно-рамной подвески – Движение24
ТЭД для опорно рамной подвески

Тяговый электродвигатель здесь закрепляется непосредственно на раме тележки, верхней ее части, он связан с тяговым редуктором специальным «фланцем», на одной стороне колесной пары запрессована шестерня, входящая в зацепление с системой тягового редуктора.

Колесная пара от электровоза с редуктором – Колесная пара от электровоза с редуктором – Движение24
Колесная пара от электровоза с редуктором

Вот и все. Система опорно-рамной подвески гораздо легче, дешевле и практичней опорно-осевой подвески. Она не требует постоянного контроля уровня смазки и его пополнения, что значительно увеличивает пробег локомотива, не требуя его внепланового захода в депо, как частенько случается с опорно-осевой подвеской, для дозаправки МОПов. Все колесно-моторные блоки располагаются внутри рам тележек, в зависимости от конструкции локомотива: двухосные, трехосные или четырехосные тележки.