Для чего в двигателях самолетов рисуют спираль?

Наверное каждый наблюдательный человек, который пользовался услугами авиатранспорта или просто бывал в аэропорту, мог заметить, что в двигателях самолетов рисуют спираль в центре на конусной заглушке вентилятора (именно так называется этот диск с лопастями, которые правильно называть лопатками, а двигатель обозначается как турбовентиляторный), небольшие спирали имеют контрастный цвет (в основном белый или желтый). Многие считают, что это ничего не значащий рисунок или просто какой-то декоративный элемент, дизайнерская фантазия и часть брендинга. Но это неверное представление. У этих спиралей есть свое особое предназначение. По крайней мере есть основная причина, и дополнительная, имеющая под собой довольно шаткие основания.

gray airliner – pexels-photo-912050 – Движение24

Спирали нужны для сотрудников аэродромных служб

Во первых спирали предназначены для сотрудников авиаслужб, чтобы они могли видеть какой двигатель запущен. Если самолет находится на летном поле аэропорта, то из-за сторонних шумов, производимых в больших количествах другими самолетами и работающей техникой, сотрудники не всегда могут понять, какой двигатель действительно работает, а сами лопатки темного цвета на расстоянии сливаются в один рисунок. Плохо видно вращение турбины в вечернее и ночное время, а спираль при вращении сливается в белое пятно, которое очень яркое и светится.

Вы спросите, а для чего сотрудникам аэропорта эта информация? — Дело в том, что вокруг каждого работающего двигателя образуется зона всасывания воздуха, которого кстати сказать двигателю требуется очень и очень много, до нескольких тонн (да, воздух тоже имеет вес) в секунду на максимальной тяге. И пусть на летном поле (стоянка, рулежные дорожки) не используется максимальная тяга, даже холостого хода достаточно, чтобы с расстояния одного метра человека просто засосало в двигатель, вместе с воздухом. По этому каждый работник аэродромных служб четко знает, что к работающему двигателю, а именно к дугообразной зоне всасывания (у каждого самолета это расстояние свое, чем больше двигатель, тем дальше зона безопасности, но в среднем это расстояние от 4-х до 7-ми метров) подходить строго запрещено. Сначала посмотри на спираль, потом проходи.

столкновение самолоета с птицами – столкновение самолета с птицами – Движение24

Спирали отпугивают птиц

Также существует еще одно объяснение: что такое яркое пятно отпугивает птиц, это необходимо во время взлета и посадки, чтобы не происходили случаи попадания птиц в двигатель, так как это может вывести его из строя (конечно не единичный случай, даже с парочкой крупных птиц двигатель справится, но вот если это будет стая, то кончится такая встреча плохо для всех участников столкновения, простите за черный юмор). Одна японская авиакомпания проводила эксперимент, в ходе которого на одни двигатели наносилась спираль, а на другие нет. Как оказалось птицы реже попадались в двигатели со спиралью, и тогда было высказано предположение, что из-за быстровращающихся лопастей у птиц создается впечатление, будто двигатель полый. Яркая контрастная точка посередине это впечатление разрушает, и птицы сторонятся его. Конечно это по большей части всего-лишь предположения.

Идентификация одномоторных самолетов

Есть еще одно сомнительное применение спирали на одномоторных самолетах из военной истории: нарисованная спираль на колпаке винта идентифицировала свои самолеты в воздушном бою. Считается, что немецкие авиаотряды наносили спирали на модели боевых самолетов, начиная с 1940-х годов, и у них существовала целая классификация этих обозначений.  

Спирали были разноцветные, разные по длине и ширине, в общем и по своей форме. Также спираль показывала к какой дивизии, к какому отряду принадлежал борт. Но эта версия также кажется сомнительной, так как имеется мало фактов о ее достоверности. И вряд ли, что во время полета и во время боя пилотам удавалось бы заметить эти рисунки, и тем более что-то идентифицировать по ним.

Первое применение на пассажирских авиалайнерах

Впервые спирали стали наносить на колпаки вентиляторов турбин в начале 1970-х годов. В то время началась эра турбо-вентиляторных двигателей, с которыми авиация получила намного более тихие и мощные двигатели. Ранние модели двигателей самолетов были турбовинтовые и турбореактивные, и если у первых вращение винтов было вопросом очевидным, то реактивные двигатели издавали слишком много шума, который сложно не заметить.

Таким образом основная причина одна: спирали наносят для работников аэродромных служб, и такое требование по безопасности содержится в регламентирующих документах, которым подчиняются все авиапроизводители. Остальное — легенды, домыслы и плохо подкрепленные мифы.