• Транспорт, техника и технологии - Движение24

Как устроены колесные пары локомотивов и вагонов?

Здравствуйте! 

А как устроены колесные пары локомотивов и вагонов? Колесные пары направляют движение локомотива и вагона по рельсовому пути.

колесные пары с зубчатой шестерней от электровоза
Колесные пары с шестерней от электровоза

Колесная пара локомотива состоит из оси, насаженных на нее колесных центров, зубчатых колес тяговой передачи, на ободы колесных центров надеты бандажи. На локомотивах бандажи сменные, а на вагонах, как правило колеса цельнокатанные. 

Бандаж на колесной паре
Бандаж на колесной паре

Поверхности бандажей на всех колесных парах имеют коническую форму, с уменьшением диаметра во внешнюю сторону, с внутренней стороны находятся гребни – гребни бандажей расположены внутри колеи и предохраняют колесную пару от схода с рельсов. По центру бандажа проходит, так называемый, круг катания – эта часть бандажа непосредственно контактирует с головкой рельса.

Но вот вопрос —  а почему профиль бандажа конический и его диаметр уменьшается во внешнюю сторону? Это чисто физический вопрос. Вот колесная пара вошла в кривую на участке пути, радиус кривой с одной стороны будет меньше, а с другой больше, в зависимости от того в какую сторону кривая. Колесо со стороны меньшего радиуса будет упираться своим гребнем на внутреннюю грань рельса и пройдет меньший путь, а вот колесу со стороны большего радиуса надо пройти путь больше. Для этого ему надо увеличить скорость, чтобы «догнать» колесо с другой стороны, но оно этого сделать не сможет и все – колесная пара застопорится, то есть, пойдет юзом. Этого допустить нельзя! Но можно и не отставать от колеса, проходящего меньший радиус кривой, а как это сделать – конечно, надо уменьшить диаметр колеса и оно спокойно будет догонять своего «внутреннего собрата». Поэтому бандаж колеса и имеет коническую форму – чем ближе к внешней стороне, тем меньше его диаметр. Все просто! 

бандаж на бандажном станке для колесных пар
Бандаж

На вагонах по мере износа бандажей меняется все колесо. На локомотивах меняются только бандажи. Как это происходит? Бандаж изготовляется из углеродистой стали. Технология проста: бандаж надевают на обод колесного центра в горячем состоянии, для предотвращения сползания с колесного центра он стопорится специальным бандажным стопорным кольцом. Все, бандаж остывает и накрепко «прикипает» к колесному центру. На колесном центре ставится керном полоска, а на бандаже, как раз под этой меткой, также керном наносятся четыре точки. Потом сам бандаж с внешней стороны красится белой краской, а на месте кернения наносится полоска красной краской. Все это сделано для того, чтобы локомотивная бригада постоянно контролировала бандажи на предмет их «проворота» — это когда бандаж начинает смещаться вследствие неплотного прилегания, что очень опасно и может привести к крушению! Также белая краска при нагреве бандажа приобретает «кофейный» цвет. Существует много причин образования этой нехорошей и очень опасной неисправности, например, сильное и длительное зажатие бандажа тормозными колодками при торможении, это приводит к его сильному нагреву и сдвигу. Существует ряд параметров, по которым контролируется толщина бандажей и допуски на их сдвиг, но, если сдвиг большой – дело серьезное, требуется смена бандажа, а это простой локомотива. 

Всего хорошего! 

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments