Газотурбовоз — самый мощный локомотив в мире

Рассмотрим интересную веху в истории отечественного локомотивостроения, а именно – газотурбовозы! Успехи применения газотурбинных двигателей на самолетах, кораблях и в энергетике, побудили отечественных локомотивостроителей к созданию особо типа локомотивов. 

Газотурбовоз – это локомотив, у которого первичным двигателем является газовая турбина.

Проектирование, испытания и строительство этих машин в Советском Союзе проводилось двумя заводами: Коломенским паровозостроительным заводом и Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом. Все разработки велись в тесном сотрудничестве с Московским Высшим техническим училищем им. Н.Э. Баумана (МВТУ).

Газотурбовоз Г1-01

В 1954 году Коломенский паровозостроительный строительный завод, совместно с МВТУ им. Н.Э. Баумана разработал проект односекционного восьмиосного газотурбовоза с электрической передачей, мощностью 4500 л.с., и в 1955 году проект двухсекционного локомотива с электрической передачей, с двумя газотурбинными силовыми установками, мощностью по 3500 л.с.

Эти работы проводились под руководством главного конструктора завода, гениального конструктора, разработавшего и создавшего выдающиеся паровозы и тепловозы СССР – Льва Сергеевича Лебедянского. В конце 1959 года завод построил одну секцию Г1-01, с электрической передачей, мощностью 3500 л.с. После всех доработок в конце 1965 года локомотив поступил для эксплуатации в локомотивное депо Льгов, Московской железной дороги. Сразу отмечу, все конструкции газотурбовозов сложны, локомотивы энергоемкие, к экономии топлива не склонные, например, газовая турбина запускается только уже при движении с поездом, для самостоятельного передвижения на них установлены обычные дизель-генераторные установки, практически тот-же тепловоз.

Газотурбовоз Г1 – Газотурбовоз Г1 – Движение24
Газотурбовоз Г1

Газотурбовоз ГТ-101

В 1954 году, по заданию Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А. Малышева в МВТУ им. Н.Э. Баумана, под руководством профессора А.Н. Шелеста был разработан проект газотурбовоза с гидравлической передачей, мощностью 3000 л.с. В 1960 году Луганский (Ворошиловградский) тепловозостроительный завод им. Октябрьской Революции (ВЗОР), построил по данному проекту, экспериментальную секцию шестиосного локомотива с гидравлической передачей ГТ-101 – 001. Первый свой рейс он совершил в 1961 году. В Октябре этого-же года он демонстрировался на выставке локомотивов на Рижском вокзале в Москве. После многочисленных доработок, в конце 1965 года, он совершал опытные поездки с составами.

Газотурбовоза с электрической передачей ГТ101-001 – Газотурбовоза с электрической передачей ГТ101-001 – Движение24
Газотурбовоза с электрической передачей ГТ101 001

Пассажирский газотурбовоз ГП-1

В 1964 году Коломенский тепловозостроительный завод построил два шестиосных газотурбовоза ГП-1, с электрической передачей, мощностью 3500 л.с., каждый. Для этих локомотивов использованы кузов и ходовая часть пассажирских тепловозов ТЭП-60. В конце 1965 года оба локомотива поступили для опытной эксплуатации в депо Льгов, Московской железной дороги.

Необходимо отметить, что в то время предполагалось, что удастся спроектировать и построить газотурбовозы с соответствующими характеристиками, которые позволили-бы их эксплуатацию с большим экономическим эффектом, нежели тепловозы. Однако созданные к 1965 году локомотивы, значительно уступали в этом отношении  уже работающим в полной мере на железных дорогах СССР тепловозам. Поэтому работы по ним были приостановлены.

Но в 2007 году Людиновский тепловозостроительный завод вернулся к этой теме и построил первый вариант газотурбовоза ГТ1, а в 2013 году и второй, модернизированный вариант этого локомотива. 

Газотурбовоз ГТ1 – Газотурбовоз ГТ1 – Движение24
Газотурбовоз ГТ1

Данный газотурбовоз установил два мировых рекорда, как самый мощный локомотив в мире (по секции) – 11284 л.с., и второй рекорд – он один, без помощи других локомотивов, провел состав весом 16000 тонн, длиной в 170 вагонов!

Силовая установка работает на сжиженном природном газе, но может и на классическом турбинном топливе-керосине. Нельзя сказать, что только в СССР и России проектировались и строились газотурбовозы. Весь мир проектировал, строил и эксплуатировал эти мощные локомотивы, но эти работы проводились и проводятся на том-же уровне, что и в России.