Почему одни машинисты поднимают только один токоприемник, а другие два?

Электровоз ВЛ10 – Электровоз ВЛ10 – Движение24
Электровоз ВЛ10

Будучи пассажиром или просто наблюдателем можно заметить одну деталь. Поезда на электрической тяге, проще говоря с электровозом впереди, очень странно управляются, на одних электровозах подняты оба токоприёмника, на других только один. Причем один токоприемник может быть поднят на несколько-секционном грузовом локомотиве, который тянет тяжеленный поезд, вагонов на 80-т, а два токоприемника может быть поднято на односекционном пассажирском, который везет относительно легкий, по железнодорожным меркам, состав. Безусловно это выглядит странно, даже нелогично. Есть ли на этот счет какие-либо инструкции, или машинисты так проявляют свою самодеятельность? Давайте разбираться.

Это тот самый случай, когда вопрос формулировать гораздо дольше, нежели ответ на него. Но я попробую все таки объяснить все детали. На железной дороге принято использовать в электрической контактной сети два рода напряжения — постоянное и переменное. Величина напряжения в сети постоянного тока — 3000V, в сети переменного — 25000V.

Разница как видите очень существенная, но так получилось, что изначальное развитие железных дорог происходило в европейской части России, и первые электровозы использовали именно постоянный ток. Так постепенно вся инфраструктура московского железнодорожного узла стала «заточена» под постоянный ток, и переход на переменный привел бы к масштабной и дорогой перестройке, а еще пришлось бы списать все действующие на тот момент локомотивы и построить новые. Такого себе позволить страна не могла, но вот новые магистрали в регионах электрифицировались переменным током, и электровозы под этот род электроэнергии поставлялись туда для работы. Так и получилось, что по большей части у нас переменный ток, а центральные регионы работают на постоянном.

Вернемся к токоприемникам. В случае с постоянным током величина напряжения 3000V для электровоза мала, ведь с времен расцвета электровозостроения многое изменилось, особенно веса и скорости поездов. Как известно из закона Ома, для одной и той же мощности сила тока будет больше там, где меньше напряжение. Вот мы и получаем, что на электровозе постоянного тока, перевозящего к примеру пассажирский состав из 20 вагонов, сила тока будет во много раз больше, нежели в электровозе переменного тока при аналогичных условиях. Ну а сила тока — это нагрузка на проводник, а точнее его сильный нагрев. Поднимая второй токоприемник машинист стремиться распределить токовую нагрузку на несколько проводников, чтобы избежать сильного нагрева и возможного отгорания контактной площадки токоприемника. А машинисту электровоза переменного тока об этом думать не надо, поднял один токоприемник в хвосте локомотива, и вези на нем хоть грузовой, хоть пассажирский поезд.