ВЛ10 — Основной грузовой электровоз постоянного тока в СССР и России

Электровоз ВЛ10 — самая массовая модель грузового двухсекционного электровоза постоянного тока в СССР и современной России. Производился данный локомотив с 1961-го по 1977-й годы и за это время было построено 1902-е машины, а модификация электровоза — ВЛ10у выпускалась с 1974-го по 2005-й годы в количестве 982 единицы. Можно с уверенностью назвать данный локомотив основным грузовым «постоянником» всех времен.

Электровоз ВЛ10
Электровоз ВЛ10

История создания

В те годы, а речь идет о конце 1959-го, тогдашний электровоз ВЛ8, который был создан в 1952-м году и являлся единственным грузовым локомотивом на постоянном токе, естественным образом не поспевал за прогрессом. Растущее народное хозяйство страны требовало большей пропускной способности от железных дорог, а это значит больше длина поездов, больше скорости движения. Всего больше и быстрее, а мощность одного электродвигателя электровоза ВЛ8 всего 525 кВт. Но мощность двигателя не единственная потребность железнодорожников, унификация ходовой части на всех электровозах постоянного тока, и пассажирских и грузовых — вот еще одна задача, которая повлияла на принятие решения о разработке нового восьмиосного грузового электровоза именно в то время.

Электровоз ВЛ10
Электровоз ВЛ10 (первоначальный опытный вариант)

Разработку электровоза ВЛ10 поручили Тбилисскому электровозостроительному заводу тогда Грузинской ССР. Проектные работы были завершены в 1960-м году, а в 1961-м был построен первый электровоз и небольшая партия для нужд опытных работ. Первые локомотивы существенно отличались от серийных, а визуально между ними была разница в «юбке» на корпусе, прикрывающей тележки. На серийных электровозах она была, а на опытных нет. Кстати, первоначально электровоз носил название Т8 (Тбилисский 8-осный), но потом сила партии.. Механическую часть для всех электровозов создавали на Новочеркасском электровозостроительном заводе, который подключился к полноценному созданию электровозов ВЛ10 в 1969-м году, а кузов первоначально производил Луганский тепловозостроительный завод, однако вскоре это стал делать НЭВЗ.

В 1974-м году локомотив получил более тяжелую версию ВЛ10у (индекс у — «утяжеленный»). Больший сцепной вес позволил перевозить более тяжелые составы. Именно данная версия электровоза ВЛ10 дожила до времен постсоветской России, до 2005-го годы НЭВЗ все еще осуществлял производство таких локомотивов, а ТЭВЗ производит их до сих пор.

Электровоз ВЛ10
Электровоз ВЛ10у

Технические особенности

Электровоз ВЛ10 состоит из двух секций, каждая из которых не может использоваться сама по-себе, кузов секции опирается на две двухосные тележки. Инженерам удалось создать такую конструкцию ходовой части, что она без проблем могла использоваться на многих других электровозах постоянного тока. В остальном же почти все электрическое оборудование досталось электровозу ВЛ10 от предшественника — электровоза ВЛ8. Тяговые электродвигатели, собственно тот элемент, ради которого и разрабатывали электровоз, получились с часовой мощностью — 670 кВт. Двигатели получили опорно-осевое подвешивание. Коммутационная схема позволяла подключать все восемь тяговых двигателей двух секций в сериесный (ошибки в слове нет, правильно именно так) режим, то есть в последовательное соединение. Также была возможность соединить параллельно две группы последовательно соединенных четырех двигателей, и четыре группы по два двигателя.

Вспомогательные машины — мотор-вентилятор, мотор-компрессор работали от напряжения 50 Вольт, которое вырабатывал коллекторный генератор тока для цепей управления. Вентиляторы двух секций могли объединяться между собой в последовательное электрическое соединение, таким образом обороты их двигателей падали и машины работали более тихо. Безредукторный мотор-компрессор не имел собственной системы воздушного охлаждения, в отличие от компрессоров с понижающим редуктором, где высокооборотистые электродвигатели вращают на своем валу вентилятор, создающий достаточный воздушный поток. Охлаждение компрессора ложилось на плечи мотор-вентилятора электровоза.
Для токосъёма на каждой секции установлено по одному токоприемнику системы пантограф.

Технические характеристики

Сцепной вес184 т
Нагрузка от движущих осей на рельсы23 тс
Система регулированияконтактно-реостатная
Длительная мощность ТЭД8×575 кВт
Сила тяги длительного режима32 000 кгс
Скорость длительного режима51,2 км/ч
Конструкционная скорость100 км/ч
Электрическое торможениеРекуперативное

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии